Выставка «Наивная сложность» Дмитрия Геллера (США)


В рамках проекта «Родные пенаты», который предполагает взаимодействие с соотечественниками, проживающими за рубежом, в 2015 году в Астраханскую картинную галерею были переданы в дар 10 авторских произведений Дмитрия Геллера, уроженца Одессы, проживающего ныне в США и работающего в стиле naive art (наивное искусство).

Профессионально Дмитрий занимается изготовлением изделий из архитектурного стекла и декоративного зеркала,  решая дизайнерские и инженерные задачи. Интерес к изобразительному искусству и собственному живописному творчеству начал отчетливо воплощаться с начала  2000-х гг., результатом чего стали три персональные выставки, прошедшие в выставочных залах частной арт-галереи в городе Норс Брансвик (штат Нью Джерси). Оригинальные решения экспозиционного пространства, осуществленные самим автором с элементами авангардного  конструктивизма, во многом обеспечили интерес к  выставкам. Не имея специального художественного образования, он хорошо знаком с классическим и современным профессиональным искусством и среди своих любимых мастеров называет великих Пикассо и  Шагала, чей интерес к творчеству детей и художников-самоучек, как и увлечение примитивизмом в собственном творчестве, известны. Во многом формированию художественных представлений Дмитрия способствовало многолетнее общение с его тестем – Василием Мязиным (1936-2008), известным советским и российским художником и скульптором, членом Союза художников РФ.  Работы Дмитрия Геллера находятся в  Екатеринбургском центре народного творчества «Гамаюн», Астраханской картинной галерее, частных коллекциях России, США, Канады, Венгрии, Японии. 

Наивное искусство сегодня является одним из привлекательных художественных направлений, что во многом объясняется  его интуитивностью, оптимистичностью, гармонией между природой и человеком. Несмотря на характерные для творчества наивистов стилистические особенности (плоскостность изображения, деформация предметов, отсутствие перспективы и др.), работы Дмитрия Геллера имеют свои, особые авторские приметы. Это и цветовые предпочтения (серый, голубой, зеленый), создающие особое романтично-камерное настроение,  и образы-символы, несущие эиоциональную и смысловую нагрузку (голубь, яйцо, диск луны, сливающиеся в единое целое море и небо, светящиеся окна городских домов и др.), и метафоричность, когда в условности наивного изображения кодируются смыслы, требующие ассоциативного прочтения. 10 оригинальных работ и несколько постеров, представленные на выставке, позволяют войти в диалог с наивно простыми на первый взгляд изображениями и попытаться понять их неоднозначность  и смысловую наполненность.

Выставка работает с 3 ноября по 1 декабря 2015 года. Адрес: ул.Свердлова, 81,

Телефон: 51, 5232, 511121

 


Произведения художника-наивиста Д.Геллера подарены Астраханской картинной галерее

 

 

В рамках проекта «Родные пенаты» и взаимодействия с соотечественниками, проживающими за рубежом,  фонды Астраханской картинной галереи  вновь пополнились работами, преподнесенными в дар. На этот раз предметом дарения стали 10 авторских произведений Дмитрия Геллера, уроженца Одессы, проживающего с 1990-х гг. в США и работающего в стиле naive art (наивное искусство). Профессионально Дмитрий занимается изготовлением изделий из архитектурного стекла и декоративного зеркала,  где осуществляет дизайн изделий, руководит инженерной и художественной частью работ. Интерес к собственному живописному творчеству стал отчетливо воплощаться с начала  2000-х гг., в результате чего состоялись три персональные выставки, прошедшие в частной арт-галерее в городе Норс Брансвик (штат Нью Джерси). Оригинальные решения экспозиционного пространства с элементами авангардного  конструктивизма, осуществленные самим автором, во многом обеспечили интерес к  выставкам. Работы Дмитрия Геллера находятся в частных коллекциях России, США, Канады, Венгрии, Японии. Он хорошо знаком с классическим и современным профессиональным искусством и среди своих любимых мастеров называет великих Пикассо и  Шагала, чей интерес к творчеству детей и художников-самоучек, как и увлечение примитивизмом, известны. Во многом формированию художественных представлений Дмитрия способствовало также многолетнее общение с его тестем – Василием Мязиным (1936-2008), известным советским и российским художником и скульптором, членом Союза художников РФ.  

 

Работы Дмитрия Геллера будут представлены посетителям галереи осенью, в Ночь искусств – 2015.  Наивное искусство сегодня является одним из привлекательных художественных направлений, что объясняется  его оптимистичностью, искренностью и почти идеальной гармонией между природой и человеком.

 

 


 

Астраханцы в гостях у художественной Астрахани


 


Астраханцы помнят и нежно любят свой город, даже находясь  от него  за многие тысячи километров!  Несмотря на августовский зной в последнюю декаду месяца галерею посещали многие истинные любители искусства и профессиональные художники. Посетительская «география» потрясает своими масштабами:  Сахалин, Тверь, Иркутск,  Волгоград, Воронеж, Москва, Петербург… В  благодарственных записях  «Книги отзывов» гости  галереи с удовольствием отмечают высокий художественный уровень экспозиций и выставок, а также  теплый прием  и высокопрофессиональное обслуживание.  

 

 

В августе в  картинной галерее  вновь побывала наша соотечественница из Вьетнама – Наталья Краевская. Являясь заметной фигурой в среде арткураторов  искусства юго-восточной Азии, Наталья Михайловна неоднократно выступала партнером выставок в Астраханской галерее. В 2001-2010гг. с большим успехом в галерее проходили масштабные проекты живописи и  графики знаменитого ханойского художника Ву Зан Тана (1946-1909)  - «Другие берега», «Фактор времени», «Ханоец». Наталья Краевская  рассказала об   успехе  работ Ву Зан Тана   на выставке «Féminités» («Женственность»),  состоявшейся в марте  2014г. в Тулузе (Франция). Гостья с  интересом познакомилась с  обновленными  экспозициями, посетила  летние   вернисажи  и передала   в   библиотеку  галереи каталог выставки  современных художников Вьетнама, проходившей в 2014г. в Ханое под кураторство Института  Гете.

Творческие проекты  Астраханской картинной галереи в партнерстве с художниками России, ближнего и дальнего зарубежья перерастают в тесное  сотрудничество. Нередко вернисажи художников в галерее становятся открытием нового имени либо возвращением  уже состоявшегося мастера в места, где его творческая биография только начиналась. Так сложились выставочные отношения с художником из г.Кириши Ленинградской обл. - Валерием Елисеевым, чье детство и  юность прошли  в Астрахани. В июле 2014 г. в Гравюрном кабинете завершила работу выставка «Елисеевские поля»,  на которой  были  представлены многие работы, созданные в нашем городе.  Умение видеть в простых мотивах старинного города эпическое, общечеловеческое, и в тоже время интимное, близкое сердцу каждого астраханца, особенно привлекательно в графических этюдах Валерия Елисеева. Посетив галерею 21 августа, Валерий рассказал о  работе над портретом А.Тарковского и выразил желание приехать в родной город с выставкой живописи. В собрание АГКГ автором была подарена картина «Небесные провайдеры», отразившая его глубоко символическое прочтение феномена Астрахани, соединившей народы, культуры, религии.  

 


 В рамках перекрестного Года Германии в России и России в Германии (2012-2013) в Астраханской картинной галерее пройдут выставки, посвященные русско-немецким культурным связям. Наряду с презентациями классических фондовых коллекций, представляющих живопись, гравюру, декоративно-прикладное искусство художников Саксонии, Баварии, Пруссии, Тюрингии XVII-начала XX вв., в залах галереи планируются выставки современных немецких художников, наследующих богатейшие национальные традиции и создающих оригинальные произведения в авторских техниках. Среди таковых и творческие проекты наших соотечественников за рубежом: в августе в Гравюрном кабинете отдела зарубежного искусства состоится вернисаж художницы Юлии Огродовски, связанной с Астраханью прочными родственными и профессиональными узами. После завершения образования на факультете прикладного искусства МГТА (г. Москва) Юлия совершенствовала свое мастерство на Астраханском трикотажном комбинате. Творческий потенциал художницы, одаренной ярко индивидуальным декоративным видением, охватывает разнообразные формы прикладного искусства, однако предпочтение Юлия отдает шелкографии и батику, буквально преображающим материал в причудливое цветовое и пластическое пространство. «Существует множество древних мифов, легенд, преданий и сказок, в которых герои превращаются в реку, в гору, в животное, в невероятно-фантастические существа, или же в созвездие. Эти и другие мистические сюжеты являются творческим импульсом для меня. Переплетаясь с реальными событиями, чувствами, они составляют одну из главных тем жанра в моём искусстве», - говорит о своем искусстве Юлия Огродовски. В настоящее время художница проживает в г.Варштайн (Германия), где с успехом реализует свои творческие идеи. Знакомство с оригинальными работами нашей соотечественницы Юлии Огродовски обещает гостям картинной галереи волнующее погружение в мир живой фантазии художницы, новые свежие впечатления и наслаждение изысканными «мелодиями колорита».

 

Melodien der Farbe am Kaspischen Meer - Ausstellung Julija Ogrodowski in der Kunstgalerie Astrachan

 

 

Im Rahmen des Deutsch - RussischenJahres (2012-2013) widmet die Kunstgalerie Astrachan am Kaspischen Meer ihre Ausstellungen den russisch-deutschen Kulturbeziehungen.

Dabei ist in den Räumen der Galerie ein Nebeneinander der Klassik und der Moderne geplant.
Neben der Ausstellung der klassischer Sammlungen (Malerei, Gravur, Kunst und Kunsthandwerk von Künstlern aus Sachsen, Bayern, Preußen, Thüringen 18.I-Anfang 19. Jahrhundert) erhalten moderne zeitgenössische deutsche Künstler, welche die reichen Traditionen ihres Landes erben, Gelegenheit ihre Werke zu präsentieren.

So wurde Julija Ogrodowski – eine in Deutschland lebende freischaffende Künstlerin aus Russland -  eingeladen, an dem deutsch-russischen Kunst-Projekt teilzunehmen. Ihre Ausstellung findet im August 2012 im Gravur-Raum der ausländischen Kunst statt.

Julija Ogrodowski ist mit Astrachan durch starke verwandtschaftliche und berufliche Beziehungen verbunden. Nach dem Abschluss der Moskauer Textilakademie, der Fakultät der angewandten Kunst, hat sie ihre Fähigkeiten in der Astrachaner Strickwarenfabrik perfektioniert.

Die Kreativität der Künstlerin umfasst eine Vielzahl von Formen der angewandten Kunst. Dabei lebt sie ihre hellen und dekorativen Visionen vorzugsweise in Textilbildern mit ausgefallenen Farb- und Materialkombinationen aus.

"Es gibt viele alte Mythen, Legenden und Märchen, die dazu inspirieren, ihre metaphorische Wirkung in Bildern mit Landschaften, Tieren oder unglaublichen Fabelwesen auszudrücken.Diese und andere mystische Themen sind kreative Impulse für mich, die - verflochten mit realen Ereignissen und meinen Gefühlen- die wichtigsten Themen meiner Stilrichtung  sind" so Julija Ogrodowski über ihre Kunst.

 

 

 

 

 


 

Одним из событий второй майской декады в Астраханской картинной галерее явился визит гостьи из Ханоя Натальи Краевской - вдовы известного вьетнамского художника Ву Зан Тана (1946 –2009). Наталья Михайловна Краевская – кандидат филологических наук, преподает в университетах Ханоя и Москвы, является специалистом по художественной культуре Вьетнама. В качестве арт-куратора и коллекционера Н.М. Краевская представляет творчество вьетнамских художников на международной арене. Наталья Михайловна - давний друг галереи, участник ряда художественных проектов, посвященных традиционному и современному искусству Вьетнама, партнер проекта «Родные пенаты». Краевская много внимания уделяет художественной жизни нашего города, она неоднократно представляла творческие проекты Ву Зан Тана в Астраханской картинной галерее. Значительным вкладом в собрание галереи Натальи Михайловны и ее семьи явился дар редкой коллекции традиционного вьетнамского эстампа, пополнившей собрание предметов Востока в фондах АГКГ. Более 20 лет Наталья Краевская проживает в Ханое, где благодаря ее подвижничеству, в центре старого города, на улице Ханг Бонг в начале 1990-ых годов был создан «Салон Наташа», объединивший талантливых современных художников Ханоя, обладавших своим оригинальным почерком, независимым стилем и творческой дерзостью. Одновременно Салон являлся и мастерской лидера этого направления – художника Ву Зан Тана. Наталья Михайловна родом из Астрахани, здесь проживали ее родители и брат, отсюда началось ее «путешествие на Восток». Благодаря участию Натальи в Астрахани прошли четыре года жизни и творчества Тана. Огромное впечатление оставляют живописные работы, созданные мастером в этот период. Астраханский цикл произведений Ву Зан Тана запечатлел старую Астрахань в авангардистском преломлении, сохранив при этом тонкую цветовую гармонию и особенную пластику формы, присущую всему творчеству художника. Здесь, в Астрахани, Ву Зан Таном была создана одна из его наиболее концептуальных графических серий, использовавших советские плакаты 1980-ых годов. Ханойский художник находил свои модели на улицах нашего города, на рыночных площадях и набережных. Портреты горожан 1990-ых годов во всем разнообразии представленных типов сегодня вызывают не только обычную ностальгию, но являются богатым изобразительным материалом, достойным презентации в стенах Астраханской картинной галереи. В планах филиала АГКГ «Зарубежное искусство» реализация выставочного проекта, посвященного памяти художника Ву Зан Тана и выдающейся дате в истории Вьетнама - 1000-летию Ханоя. Наталья Михайловна выразила большую признательность коллективу галереи им. П.М.Догадина и преподнесла в память о художнике Ву Зан Тане каталог литографий, изданный в «Салоне Наташа» в 2010 году.


«Серж Иванов», – с легким поклоном представился при встрече сотрудник библиотеки И.С.Тургенева в Париже. Немногословный, говорящий исключительно правильными речевыми оборотами, сохранивший в поведении манеры этикета дореволюционной России, он долгое время лишь доброжелательной улыбкой и кивком головы поддерживал разговор. Потом, когда была завершена официальная часть визита Астраханской делегации, в беседе за чашкой чая, он рассказал историю своей семьи: дедушка, морской офицер, на одном из последних пароходов с теми, кто не принял революцию 1917 года, смог вывезти семью. В Париже бабушка строго следила за тем, чтобы дети и внуки не забыли русский язык, традиции русской культуры. Теперь уже они с братом передают принятый уклад своим детям и внукам. Среди прочего, Серж сообщил: «Моя бабушка по линии мамы была из рода Татищевых. В.Н.Татищев написал труд по истории Российского государства». Как же он был удивлен и обрадован, что мы, астраханцы, не только знаем имя Татищева, но и помним его, астраханского губернатора. Таки родилась идея об обмене информации, которая может быть полезна как французской семье Ивановых, говорящих хотя и правильными русскими фразами, но уже с французским прононсом, так и астраханцам, интересующимся вопросами истории и культуры.


Алевтина Дигю – бывшая астраханка, уже долгое время проживающая в Париже. Наша встреча в штаб-квартире ЮНЕСКО была первой после студенческих лет, когда все были включены в активный процесс конкурсов, концертов, студенческих спектаклей. Алевтина, искрящая радостным огоньком в глазах, показывала взрослому сыну все, что так дорого ей и сейчас – кремль, степь, Волга… Алевтина – художник, работающий в стиле печворк (лоскутная техника). Каталог ее работ – милые вещицы, от которых веет домашним уютом: сумочки, чемоданчики, покрывальца. Сейчас часть коллекции выставляется в Японии. Но, говоря официальным языком, «достигнута договоренность от организации выставки художника в стенах Астраханской государственной картинной галереи им. П.М.Догадина».


(Жоэль Краусс в Астрахани. 2008г.)

В конце сентября 2008 года гостями галереи стали Катрин Антуан-Краусс и Жоэль Краусс из г.Нанси (Франция). В наш город французских путешественников привела любовь к русской культуре и жажда новых впечатлений, ведь Астрахань из Франции видится далекой экзотической местностью на берегу Каспия. По профессии Катрин Антуан-Краусс юрист, но еще в юности к ней пришло увлечение русской культурой и поэзией А.С.Пушкина. В родном Нанси Катрин является одним из руководителей пушкинского фонда, который поддерживает изучение русской литературы и искусства и представляет настоящий островок русской культуры во Франции. Жоэль Краусс – известный архитектор и художник, изучающий культурное наследие. Супруги Краусс успели неоднократно посетить Россию, побывали в разных уголках нашей страны. В Астрахани Катрин и Жоэль оказались впервые, привлеченные публикацией о библиотеке И.А.Репина из фонда редкой книги АОНБ им. Крупской. Французские путешественники сразу же были очарованы архитектурным своеобразием нашего старинного города, колоритным смешением стилей и традиций. В нашем городе Катрин и Жоэль были радушно приняты в Областной научной библиотеке им. Н.К.Крупской, нашли друзей-пушкинистов, побывали в Картинной галерее им. П.М.Догадина, осмотрели достопримечательности городского центра и исторических районов Астрахани. В дружеской беседе с сотрудниками галереи гости из Франции пожелали продолжить общение и творческое сотрудничество, участвуя в совместных музейных проектах. Отдел зарубежного искусства АГКГ ведет переписку с Катрин Антуан- Краусс и Жоэлем Краусс, в планах галереи организация выставки работ Жоэля, издательские проекты, посвященные теме русско-французских культурных связей.

Р.А.Захарова