МЕМОРИАЛЬНАЯ ЧАСТЬ


ЗАЛ ПЕРВЫЙ
Родословная Хлебниковых
Дом-музей Велимира Хлебникова находится по адресу Свердлова, 53 (бывшая Большая Демидовская) в астраханской квартире родителей поэта. Его предки были купцы, благотворители. Харлампий Николаевич Хлебников (дядя поэта) – предводитель губернского дворянства. Другой дядя – Пётр Алексеевич – профессор Санкт-Петербургского медико-хирургической академии. Отец – Владимир Алексеевич – один из создателей и первый директор Астраханского заповедника. От него Велимир унаследовал любовь к природе. Мать – Екатерина Николаевна – училась в Смольном институте, знала иностранные языки, прекрасно музицировала. Она привила своим детям любовь к прекрасному.

 

ЗАЛ ВТОРОЙ
Гостиная
В гостиной сохранился фамильный паркет, изразцовые печи, лепнины на потолке. Ощущение подлинности возрастает при виде фамильной библиотеки, мебели, предметов быта семьи Хлебниковых. Их передал в дар музею племянник поэта Май Петрович Митурич, народный художник России. На венском столике – вещи Владимира Алексеевича Хлебникова: ручка, чернильница, кавалерийский гребень, записная книжка, инструмент для набивки чучел птиц. Представлены подлинные работы детей: «Гипсовая маска» (Велимир Хлебников), «Матрос с “Потёмкина”» (Александр), «Портрет отца» (Вера), а также фамильные документы.

 

ЗАЛ ТРЕТИЙ
Комната Веры Хлебниковой
Здесь, в доме родителей, Вера прожила восемь лет (1916 – 1924). В этой комнате она создала картину «Русалки», акварели к поэме Велимира «Лесная тоска», графику «Астрахань. Набережная Кутума», эскизы к картинам «Старое и молодое» и «Путь художника». В экспозиции – её юношеские акварели, подаренные Велимиру. На столике – личные вещи: этюдник, японская гуашь, китайская кружка из синего стекла, детский локон.

 

ЗАЛ ЧЕТВЁРТЫЙ
Комната Велимира
Идея зала: творческая лаборатория поэта. На подиуме – имитация разбросанных черновиков. На стене – самые «узнаваемые» стихи: «Не шалить!», «Ещё раз, ещё раз / Я для вас звезда» и другие. В экспозиции – стенды с мыслями поэта об искусстве и науке, отзывы современников о Велимире Хлебникове, копия пространственной графики Александра Родченко.

 

ЗАЛ ПЯТЫЙ
Зал Велимира Хлебникова
Идея зала: место поэта в мировой литературе. В «Уголке футуризма» – муляжи прижизненных изданий Хлебникова. На витринах – личные вещи: галстук, подаренный Маяковским, книги и открытки из коллекции поэта. В шкафу – его издания на русском, английском, польском, чешском, немецком и других языках. Его солдатский сундучок, карандаш, ручка из веточки вербы, чернильница. Прижизненные издания: «Вестник Велимира Хлебникова № 1», «Труба марсиан», «Взор на 1923-й год» и «Временник 4-ый». В центре зала – бюст поэта (бронза, 1970) работы Вячеслава Клыкова.

 

ЗАЛ ШЕСТОЙ
Уход Велимира
На стенде – рисунки Петра Митурича, запечатлевшие последние дни жизни Велимира в деревне Санталово Новгородской губернии (июнь, 1922 год), виды Санталово (фото 1980-х годов), на витрине – деталь баньки, в которой умер поэт. Фотоснимки кладбища в деревне Ручьи, где был похоронен Хлебников, и его могилы на Новодевичьем кладбище в Москве, после перезахоронения.

 

ЗАЛ СЕДЬМОЙ
Хлебниковская веранда
Застеклённая веранда завершает мемориальную часть музея. Это – зона отдыха. На ней хорошо посидеть, обдумать свои впечатления. Кроме того, здесь молодые поэты читают стихи, обсуждают события литературной жизни. Здесь встречаются поэты, художники, музыканты – «творяне».

 

 

 

ВЫСТАВОЧНЫЕ ЗАЛЫ

 

 

 

ЗАЛ ЖИВОПИСИ ВЕРЫ ХЛЕБНИКОВОЙ
В зале экспонируются лучшие работ художницы:
«Русалки». С любопытством и восхищением устремлены глаза русалок на утонувшего восточного витязя. Множество оттенков белого цвета создают впечатление перламутровой поверхности.
«Старое и молодое». Зловещая фигура Старухи нависла над тонким, как стебелёк, силуэтом Девочки. Здесь художница достигает максимальной экспрессии и сложной цветовой гаммы.
«Путь художника». В картине использован прометеевский сюжет. Женщину-художницу терзают хищные птицы. Терниста стезя художника. Вера писала картину в период гражданской войны, не имея качественного холста и красок. Это привело к необратимому потемнению красок.
«Автопортрет». Автопортрет выполнен Хлебниковой в возрасте 19-ти лет, в период обучения в классе художника Я.Ф.Ционглинского, незадолго до отъезда в Париж, где она поступит в студию Ван Донгена.
«Ход сельди» - пятиметровое панно с астраханской тематикой, выполненное в Москве, по заказу Рыбного отдела Политехнического музея.

 

ЗАЛ ГРАФИКИ ПЕТРА МИТУРИЧА
Пётр Митурич – друг поэта и поклонник его творчества. Его рисунки разнообразно представлены в зале: цикл «По Волге», «Майчик с пальчиком», «Портрет поэта Асеева», «Портрет Велимира Хлебникова» (с оленьими рогами), серия иллюстраций к поэме В. Хлебникова «Разин». В витрине – личные вещи художника.

 

ВЕРАНДА МАЯ МИТУРИЧА
На витрине – книги С. Маршака, К. Чуковского, Льюиса Кэрролла, Р. Киплинга и других с иллюстрациями Мая Митурича. Его живопись («Золотой век», «Два жасмина», «Подсолнухи», «Гости») производит неотразимое впечатление. На отдельной витрине – два гималайских пейзажа (акварель). За серию акварелей, созданную по следам пребывания в Индии, художник был удостоен золотой медали Российской Академии художеств.

 

ЗАЛ ГРАФИКИ СТЕПАНА БОТИЕВА
Степан Ботиев, современный калмыцкий скульптор и художник, в 1993 году прославился памятником Велимиру Хлебникову в Калмыкии (Малые Дербеты), на месте рождения поэта. Памятник выполнен из бронзы, его высота – 3 м 20 см. Отсутствие пьедестала создаёт впечатление идущего по степи странника. В этой блестящей работе, удостоенной серебряной медали Российской Академии художеств, скульптор стремился создать «не только образ поэта-странника, но и скитальца духа».
В зале действует выставка графики С. Ботиева «Хлебниково поле» на постоянной основе.

 

БИБЛИОТЕКА  
Центр хлебниковедения, известный далеко за пределами Астрахани. Сюда поступают заказы, запросы о консультациях по хлебниковскому материалу из других городов России и из-за рубежа. Здесь занимаются школьники, студенты, учителя, преподаватели вузов.
В библиотеке собраны прижизненные издания поэта, раритетные сборники 20-х и 30-х годов, а также его современные издания в России и за рубежом. В музее – богатая аудио- и видеотека о жизни и творчестве Велимира Хлебникова.


А.А. Мамаев

заведующий Домом-музеем В.Хлебникова