Дорогие друзья! На протяжении работы выставки «В живом пространстве натюрморта» в Астраханской картинной галерее наша рубрика «Картина дня» будет знакомить Вас с произведениями, представленными в этой временной экспозиции. И наш первый рассказ об одном из центральных полотен на этой выставке. 


Иван Михайлович Докучаев
(1898(?) – 1918)
Натюрморт. 1918



Натюрморт Ивана Михайловича Докучаева, красочный и несколько монументальный по объёму, поступил в собрание Астраханской картинной галереи из коллекции Александра Перова, сподвижника Павла Михайловича Догадина в деле комплектования галереи. Увлечённый собиратель произведений астраханских художников сопроводил эту работу следующими пояснениями:
 «Докучаев Иван Михайлович. Окончил Казанскую художественную школу. «Натюрморт»  куплен на аукционе. Этот талант не успел расцвести. Он погиб от испанки  после подготовки украшений к празднику – годовщине Октябрьской революции. Он готовил большой плакат на здании Астраханского комитета коммунистической партии – «Стенька Разин».
Докучаев обучался в Казанской художественной школе в годы, когда там преподавал Николай Иванович Фешин - блестящий рисовальщик и смелый колорист, чьи преподавательские идеи во многом определяли деятельность школы.
На «Натюрморте» изображены стоящие на столе перед окном с открытой створкой горшки с синими, розовыми, бордовыми глоксинии; на переднем плане - цветочная ваза из синего стекла и ярко-оранжевые фрукты; несколько предметов в глубине, у подоконника, среди них - тарелка и белая ваза. В первую очередь работа интересна живописным решением: насыщенные теплые цвета соседствуют с холодными, предметы «вылеплены» широкими, свободными мазками. Несмотря на некоторую загроможденность и неуравновешенность композиции, в картине много воздуха и света. Отсутствие тщательной прорисовки предметов и авторские пропуски в изображении фона в сочетании с  намеренным очерчиванием синим контуром отдельных деталей (листьев, лепестков, декора вазы) создают эффект недоговоренности, незавершенности, стремления к передаче выразительными цветовыми пятнами общего впечатления  и настроения – легкого и светлого.