Неизвестный художника круга Ф.С. Рокотова

Портрет графа П.Б. Шереметева
Вторая половина XVIII века
 
 
XVIII век в России – эпоха радикальных преобразований и резких перемен в социально-политическом устройстве государства. Реформаторская деятельность, начатая Петром Великим и поддержанная его последователями на престоле, имела целью сблизить Россию с передовыми европейскими странами в экономическом, стратегическом и культурном плане. 
Огромную роль в развитии отечественной культуры сыграла открывшаяся в 1757 году Академия художеств, где специально приглашённые из-за границы мастера обучали будущих русских живописцев основным эстетическим принципам европейского изобразительного искусства. Русские художники оказались способными учениками, и совсем скоро из числа студентов Академии выделилась целая плеяда талантливых портретистов. 
Одним из первых учеников Петербургской академии был замеченный и приглашённый лично её основателем И.И. Шуваловым бывший крепостной князей Репниных Фёдор Степанович Рокотов. Здесь его проводниками в мир большого искусства стали французский художник Луи-Жозеф Ле-Лоррен и в прошлом итальянский придворный мастер Пьетро Ротари. Спустя несколько лет обучения Рокотов сам стал заниматься преподавательской деятельностью. 
Запрет на частную портретную практику, введённый новым президентом Академии И.И. Бецким, вынуждает Рокотова вернуться в Москву. Здесь талант Рокотова становится востребованным, он работает лучше заезжих иностранных рисовальщиков и, главное, просит намного меньший гонорар за написание портретов. 
Вскоре в Москве сформировался «круг Рокотова», в который вошли его ученики и подражатели. Имена многих из них неизвестны, и большинство работ традиционно приписываются самому мастеру. 
На портрете из экспозиции Астраханской картинной галереи изображён граф Пётр Борисович Шереметев (1713-1788) – сын фельдмаршала Шереметева, московский губернский предводитель дворянства. Пётр Шереметев был известным любителем и покровителем искусств. Он создал крепостной театр, балетную и живописную школу. Его портретная галерея, располагавшаяся в интерьерах усадьбы Кусково, была, вероятно, лучшей в России XVIII века. 
Портрет выполнен в художественной манере, свойственной «московскому» периоду творчества Рокотова, возможно, одним из его последователей. В нём нет показной вычурной парадности, характерной для петербургских церемониальных портретов. Большую долю внимания художник уделяет лицу, выражению глаз модели, что придаёт портрету некую камерность и, возможно, свидетельствует о личном знакомстве автора с портретируемым.