Картина дня 

Николай Егорович Сверчков

(1817-1898)

Выезд царя Алексея Михайловича на соколиную охоту. 1891

 

 

«Я посвятил себя искусству, выбрав русский быт, наши охоты и путешествия по России». Так писал о своём творчестве известный русский живописец-анималист Николай Егорович Сверчков. Наверное, никто из русских художников так ярко и правдоподобно не писал лошадей, как это делал Сверчков. Сын служащего придворного конюшенного ведомства Николай Егорович с юных лет посещал конные выездки, бега, увлекался конным спортом. Он был лично знаком с лучшими коннозаводчиками своего времени и часто писал на заказ с натуры их лошадей, долгое время работал художником Хреновского и Чесменского государственных конных заводов. Критики часто называют Сверчкова «Русским Стаббсом», сравнивая его с известным английским художником-анималистом  XVIII- начала XIX века.

Особое место в творчестве Николая Сверчкова занимают сцены охоты. Одно из полотен на эту тему «Выезд царя Алексея Михайловича на соколиную охоту» является подлинным украшением собрания Русского искусства Астраханской картинной галереи. Монументальное живописное произведение исторического жанра изображает одно из любимых развлечений русского царя Алексея Михайловича. В молодости он был большим любителем кровожадных охотничьих утех – псовой травли, схваток волков с медведями, рукопашных боёв бойцов с медведями. Однако постоянный вид крови и рваного мяса вскоре утомил царя, но интерес к благородной соколиной охоте он не утратил. Каждый год он снаряжал ловчих в Сибирь и северные леса за соколами и кречетами для царского двора. Алексей Михайлович лично следил за тренировкой птиц и отбирал их для охоты. Должность сокольничего при царе была очень почётной и ответственной. Перед поставлением в сокольничьи кандидат также проходил серьёзный курс подготовки. Излюбленным местом Алексея Михайловича для охоты были окрестности села Измайлово под Москвой. Результаты и ход охоты подробно описывались в особых книгах. 

Картина «Выезд царя Алексея Михайловича на соколиную охоту» поступила в собрание Астраханской картинной галереи в 1980 году. Она была частью богатой коллекции Константина Петровича Виноградова, великодушно переданной в дар нашему музею самим владельцем. На страницах рубрики «Картина дня» мы обязательно расскажем о других шедеврах из этой коллекции.