Картина дня

Николай Петрович Крымов

1884-1958

Моросит. 1953

 

 

Николай Петрович Крымов принадлежал к поколению художников, на долю которых выпали три войны и три революции. Их становление происходило в эпоху глобального переосмысления эстетических и общечеловеческих ценностей. В молодости их талант находился в тени славы таких корифеев, как К.А. Коровин, В.М. Васнецов, В.А. Серов и других, в зрелом возрасте им приходилось держаться русла, а где-то противодействовать новым, в чём-то, возможно, противоречивым художественным течениям.

Николай Крымов не поддержал идеи авангарда, охватившего умы российской художественной общественности первой четверти XX века и не вошёл в число художников, трудившихся по госзаказу в русле социалистического реализма. Сам художник не без доли юмора говорил о себе и своём творчестве: «Я умею писать только кусты и заборы, но это я делаю лучше всех».

Творчество Крымова представлено и в собрании Астраханской картинной галереи. В коллекции нашего музея хранятся семь живописных произведений мастера. Написанные в разные периоды творчества художника, они являются свидетельствами его дара самобытного пейзажиста.

Работа «Моросит» поступила в собрание Астраханской картинной галереи ещё при жизни Крымова в 1955 году по приказу Министерства культуры СССР. В 1967 году она экспонировалась на ретроспективной выставке художника в Академии художеств.

Лёгкий, полупрозрачный пейзаж был написан Крымовым в Калужской области. В течение 30 лет жизни с ранней весны до поздней осени художник жил вдали от утомительной столичной суеты на берегу Оки в городке Таруса, названной с лёгкой руки Василия Поленова «Русским Барбизоном». Здесь в творчестве художника сформировался особый тип летнего пейзажа. Крымов любил и часто писал утопающую в зелени природу Средней полосы России.

 

Наряду с другими работами тарусского периода данный этюд является ярким олицетворением чистого Русского пейзажа, в котором Николай Крымов был преданным последователем Исаака Левитана и Василия Поленова и одновременно вписал своё имя в историю отечественной реалистической живописи.