Эммануил Христофорович Аладжалов

(1862-1934)

 

На реке Москве

 

 

Эммануил (Мануил, Манук) Христофорович Аладжалов был одним из художников, продолжавших в Советском искусстве традиции Русской реалистической пейзажной живописи. Волей судьбы ему не удалось стать символом своей эпохи, как в своё время его выдающиеся учителя – А.К. Саврасов, И.И. Левитан, В.Е. Маковский. Однако его работы пользовались успехом у посетителей выставок Товарищества Передвижников, Союза Русских художников, а позднее Объединения художников-реалистов. Его пейзажи охотно покупались коллекционерами, и сегодня их можно увидеть в крупных художественных музеях.

В книге «Среди московских художников» Е. Киселёв пишет о Мануиле Аладжалове: ««...Аладжалов очень любил пейзаж средней полосы России и умел находить в нем массу разнообразия. Один и тот же мотив он готов был повторять по несколько раз и повторял, стараясь уловить в нем новый звук, новое состояние, и, находя, переносил на свои небольшие полотна светлую грусть русских деревень, покой и тишину русских вечеров, мягкость и теплоту русской жизни»

Пейзаж «На реке Москве», ранее принадлежавший художнику И.Л. Калмыкову, был приобретён П. М. Догадиным у Елизаветы Догадиной – вдовы своего брата. Умерший в молодом возрасте младший брат Павла Михайловича Евгений был увлечённым коллекционером живописи. Он приобрёл эту работу на выставке в Пятигорске в 1914 году.

 

  В настроении и манере исполнения пейзажа нельзя не заметить колоссального влияния Исаака Левитана, с которым Аладжалов был неразлучен долгое время после окончания училища. Даже в зрелом возрасте Мануил Христофорович следовал завету своего наставника учиться у самой природы.