Сапунов Николай Николаевич.

1880-1912

Розы. 1904-1905

 

 

Один из ярких и самобытных Русских художников рубежа XIX-XX веков, один из основателей объединения художников-символистов «Голубая роза» Николай Сапунов прожил короткую, но насыщенную событиями жизнь. Сегодня он считается одной из крупнейших фигур русского предавангарда. Сапунов утонул в Финском заливе во время прогулки на лодке в Териоках, недалеко от Санкт-Петербурга летом 1912 года, когда ему шел тридцать второй год. Переполненная лодка, перевозившая шумную богемную компанию, опрокинулась. Смерть от воды была предсказана художнику гадалками еще в ранней юности.  Как вспоминал один из спасённых пассажиров того злополучного судна поэт Серебряного века Михаил Кузмин, «Ему неоднократно было предсказано, что он потонет, и он до такой степени верил этому, что даже остерегался переезжать через Неву на пароходике, так что нужно удивляться действительно какому-то роковому минутному затмению, которое побудило его добровольно, по собственному почину, забыв все страхи, отправиться в ту морскую прогулку, так печально и непоправимо оправдавшую предсказания гадалок».

Скоропостижная трагическая смерть Сапунова возбудила и без того острый интерес к его жизни и творчеству, которые были окружены завесой таинственности. Он представал в обществе, то изысканным эстетом, то вульгарным щёголем. Таким же противоречивым было и его творчество – от чувственных натюрмортов он легко переходил к изображению кабацкой разгульной действительности.

В собрании Астраханской картинной галереи представлена его работа «Розы», созданная в 1904-1905 годах. Павел Догадин приобрёл эту работу у коллекционера Тарасова в Москве в 1913 году, когда интерес к живописи Сапунова у российских коллекционеров был особенно велик. В апреле 1914 года Догадин вновь отправляет полотно в Москву, где в художественном салоне К.Михайловой организовывается посмертная выставка работ Сапунова.

Едва ли к этой работе можно применить термин «натюрморт» в энциклопедическом его понимании как «мёртвой природы». Художник чувствует и передаёт трепет и аромат цветов. Это – живая натура, но словно отделённая от зрителя полупрозрачной завесой и написанная, по выражению поэта Максимилиана Волошина, «подводными красками». «Это не сумеречный воздух, это зеленоватый кристалл водной глубины дает такую расплывчатость их линиям, влажность их тону; эти синие текучие отливы, в глубине которых светит охлажденное золото высокого земного дня, говорят о призрачном царстве, где давно жила его душа...».