Владимир Александрович Плотников

(1866-1917)

«Мотивы северных церквей». 1913

 

 

В предыдущих наших сообщениях мы рассказали о двух работах К.Ф.Юона, изображающих Троице-Сергиеву лавру и Сергиев Посад. Если продолжить тему русских городов  в произведениях из коллекции П.М.Догадина, то стоит упомянуть об акварельной работе Владимира Александровича Плотникова  (1866-1917) «Мотивы северных церквей». В.А.Плотников, выпускник Академии художеств, с особым вниманием изучал русскую архитектуру и в своем творчестве использовал традиции народного и национального искусства. Сотрудничая с Этнографическим отделом Русского музея, художник неоднократно совершал поездки по северу России – посещал Архангельскую и Олонецкие губернии, саамские поселения на Кольском полуострове, изучал быт и культуру коми-пермяков. Результатом каждой поездки становилось собирание этнографических предметов и их описание, уникальные фотографии, акварельные работы, запечатлевшие в том числе и памятники архитектуры. В конце XIX – начале XX вв. русская старина привлекала внимание многих известных художников. Владимир Александрович утверждал, что изучение ее необходимо для того, чтобы   «увековечить те памятники, которые, представляют несомненный художественный интерес, и которых еще не настигла рука вандала–разрушителя».

Акварель «Мотивы северных церквей» датируется 1913 г. и была приобретена П.М.Догадиным в 1918 г. у вдовы Плотникова по рекомендации Владимира Александровича Фролова, художника-мозаичиста, зятя Л.Н.Бенуа. В Государственном архиве Астраханской области сохранилось письмо В.А.Фролова  к  П.М.Догадину из Петрограда. Фролов, являясь членом Правления и Казначейства Общества им.А.И.Куинджи, обращается к Догадину с предложением приобрести ряд работ, в том числе «неплохую вещь недавно трагически погибшего Н.Плотникова – «Мотивы северных церквей». Письмо написано 30 января 1918 года и представляет не только свидетельство переписки двух людей, любящих искусство, но и документ, рассказывающий о драматических событиях, происходящих в стране. «Я бы очень просил с моим посланным, коему вполне доверяю,  прислать мне наличных денег для расплаты, так как у нас в Питере денежный голод», - пишет Фролов. И прибавляет в конце письма: «Прошу Вас только не стесняться отказом – ведь это дело доброй воли и желаний, - я особенно боюсь Вас вогнать, быть может, в нежелательные для Вас в настоящий момент расходы». Фролову уже известно о произошедшей в Астрахани в январе 1918 г. смене власти, но он еще не знает о передаче Догадиным его коллекции городу… В своем ответном письме Павел Михайлович сообщит об этом Фролову, как и о намерении приобрести работы, рекомендованные им. Так появятся собрании астраханского художественного музея несколько замечательных произведений известных русских художников, в том числе две акварели В.А.Плотникова – «Мотивы северных церквей» (1913) и эскиз к картине «У града Китежа» (1910), пронизанные глубочайшей любовью автора к русской старине, к ее духовным началам, к ее национальной самобытности.