Константин Федорович Юон

(1875-1958)

 

«Северо-западная часть Троице-Сергиевой лавры»

 

 

 

В собрании Астраханской картинной галереи находятся две работы К. Ф.Юона, которые поступили в 1919 году и имеют самое прямое отношение к коллекции П.М.Догадина.  

В Государственном архиве Астраханской области сохранилась копия письма Догадина, датированного 19 ноября-21 декабря 1918 г., к В.П.Бычкову, живописцу, графику, члену Союза русских художников, заведующего выставками объединения: «Многоуважаемый Вячеслав Павлович! Благодарю Вас за сообщения о картинах К.Ф.Юона и К.А.Коровина и прошу Вас оставить для нашей картинной галереи … из вещей К.Ф.Юона какую-нибудь наиболее интересную и характерную вещь из Троице-Сергиевой Лавры (подчеркнуто Догадиным)…тем более, что Юона у нас совсем нет». Это письмо знаменательно еще и тем, что в нем Догадин сообщает Бычкову о передаче городу своей коллекции: «При сем прилагаю Вам вырезку из «Известий Астраханских Советов  Рабочих, Крестьянских и Ловецких Депутатов», где говорится о нашей галерее». Вероятно, речь здесь идет о заметке А.Перова «Догадинская галерея», опубликованной в одном из ноябрьских номеров газеты, незадолго до официального открытия художественного музея.  В первой описи произведений искусства, передаваемых Догадиным, картин Юона нет: переговоры об их приобретении и еще целом  ряде  работ велись и Догадин намеревается выполнить свои обязательства. В феврале 1919 года в Москву выезжает В.А.Эйферт, член комитета по изобразительным искусствам культурно-просветительного отдела Совета Профессиональных Союзов Астраханского края. Эйферт едет с денежными средствами и рекомендательными письмами, одно из которых адресовано В.П.Бычкову: «Многоуважаемый Вячеслав Павлович! Прошу Вас выдать предъявителю сего письма 3 картины, о которых Вы мне писали 15 декабря 1918 г…». В письме речь опять идет о работах Коровина  и  Юона.

Из Москвы Эйферт привозит 31 работу, среди них произведения  К.А.Коровина, К.Ф.Юона, Н.В.Мещерина, М.С.Сарьяна, И.Э.Грабаря, В.Э.Борисова-Мусатова, П.И.Петровичева и других художников. Почти половина из них была приобретена на средства П.М.Догадина, в том числе «Масляничное катание в Троице-Сергиевой лавре» Юона. Частично оплачена Догадиным и другая картина известного мастера – «Северо-западная часть Троице-Сергиевой лавры». Так появились в собрании Астраханского художественного музея произведения К.Ф.Юона с желаемым пейзажным мотивом.

В столь нелегкое время П.М.Догадин продолжал  заботиться о пополнении коллекции…

К.Ф.Юон в эти годы уже известный живописец, признанный мастер. Его учителями в Московском училище живописи, ваяния и зодчества были К.А.Савицкий, А.Е.Архипов, Л.О.Пастернак, В.А.Серов. Одновременно – поездки в Париж и обучение в частных студиях. С 1900 по 1917 годы он уже  сам возглавляет школу живописи, участвует в выставках  Московского товарищества художников, Товарищества передвижных художественных выставок, «Мира искусства», Союза русских художников. О нем писали ведущие критики и искусствоведы его времени: А.Н. Бенуа, И. Э. Грабарь, П. П. Муратов, затем А М. Эфрос, Д. Е.Аркин... Он и сам выступал как искусствовед с работами о творчестве русских художников, о технике живописи, о художественном воспитании. Юон  был живописцем, графиком и театральным художником. Пробовал себя в тематической картине, писал портреты своих современников, но истинным его призванием оказался  пейзаж. Усвоив живописные принципы французских импрессионистов, художник не порывал при этом с традициями русского реализма второй половины XIX в., любил русскую старину, ее декоративность и красочность. Жизнерадостная и праздничная живопись К.Ф. Юона воспевала красоту провинциальных русских городов, старых окраин, древней русской архитектуры, выдвигая на передний план их самобытный национальный характер. Именно этим радостным и праздничным мироощущением наполнена работа «Северо-западная часть Троице-Сергиевой лавры» из собрания Астраханской картинной галереи.