В 2011 г. исполняется 135 лет со дня рождения основателя галереи, известного коллекционера  П.М.Догадина, и его гражданский подвиг (собирание художественной коллекции и передача в 1918 г. родному городу), бескорыстие, высокая образованность и  благородство мыслей и поступков – достойный пример для молодого поколения астраханцев.

 В апреле 2011 г. на базе Астраханской государственной картинной галереи им.П.М.Догадина и ее филиалов прошли I Догадинские чтения, которые были учреждены по инициативе АГКГ при поддержке Министерства культуры Астраханской области и в сотрудничестве с Астраханским государственным университетом. Догадинские чтения – это ежегодный региональный конкурс докладов и проектов обучающихся 8–11 классов средних общеобразовательных учреждений и студентов учреждений среднего и высшего профессионального образования.

       Основными задачами Догадинских чтений являются содействие развитию научно-исследовательской деятельности  старшеклассников и студентов, формирование их культурно-нравственных ориентиров, воспитание ответственности за сохранение художественного и исторического наследия региона.

          Участниками I Догадинских чтений стали около 60 человек: обучающиеся школ города и региона (гимназии № 1,2,3, лицеи № 1,2,3, АТЛ, СОШ № 8,32,54,39,59, ОСОШ №1, СОШ с. Черный Яр, с.Началово, п.Буруны, с.Барановка и др.), студенты Астраханского государственного университета, Астраханского колледжа культуры, Волго-каспийского морского рыбопромышленного колледжа, Астраханского колледжа вычислительной техники. Было представлено 42 доклада и проекта, большинство из которых освещали темы, связанные с собранием картинной галереи и ее филиалов – Дома-музея Велимира Хлебникова, Дома-музея Б.М.Кустодиева,  МКЦ «Дом купца Г.В.Тетюшинова».        

    Руководителями работ являлись педагоги общеобразовательных учреждений, преподаватели колледжей и университета, а в состав жюри вошли представители Министерства культуры АО, преподаватели АГУ,  АИПКП, Астраханского художественного училища, учителя ведущих школ города, заведующие отделами и филиалами АГКГ. Научные сотрудники картинной галереи в рамках подготовки к конференции проводили консультативную работу, экскурсии, предоставляли запрашиваемую литературу.  Все это способствовало развитию взаимодействия общеобразовательной и профессиональной школы и музея, что является одним из необходимых условий системной работы по выявлению и поддержке одаренных детей.

        Тематика секций была определена следующим образом: «Дары и дарители»; «Произведение искусства как ключ к пониманию истории»; «Портрет и личность»; «Изобразительное искусство и художественное слово: взаимодействие и взаимовлияние»; «Виртуальная экскурсия».  Участники конференции изучили,  в частности, вопросы, связанные с историей создания художественного музея в Астрахани, деятельностью самого П.М.Догадина и других астраханских меценатов XIX-начала XX века, наследием М.П.Митурича и созданием «хлебниковской коллекции», современными фактами дарения. Ряд работ был посвящен отражению в изобразительном искусстве событий отечественной истории: «Икона как явление в русской художественной живописи в историческом и современном, религиозном и культурном значении (в том числе на примере икон Астраханской области)», «Взгляд в историю через картину жителя г.Астрахани Н.В.Гаврилова «Взятие разинцами корабля «Орел», «Творчество художников-передвижников как ключ к пониманию истории Российской империи второй половины 19 в.» и др.          Не менее интересными оказались доклады, посвященные портретам из собрания АГКГ. Парадные портреты 18-19 вв. русских мастеров В.Л.Боровиковского, Н.И.Аргунова, Д.Г.Левицкого, портретная живопись и графика Б.М.Кустодиева и Веры Хлебниковой  - и личности, запечатленные художниками: императрийцы Елизавета Петровна и Мария Федоровна, историк и общественный деятель Н.Н.Бантыш-Каменский, астраханский купец и меценат П.С.Сапожников, дочь художника Ирина Кустодиева, «будетлянин» Велимир Хлебников…

         В ряде работ старшеклассникам и студентам удалось раскрыть важную тему взаимодействия различных видов искусств (изобразительного искусства, литературы, театра, музыки). И, конечно, особого внимания заслуживают проекты, представленные на секции «Виртуальная экскурсия».          Виртуальные экскурсии помогли «посетить» исторические места в Астрахани, связанные с именем Петра I,  купеческие усадьбы 19 века, этнографический музей, «забытый» телеграфный музей, некогда существовавший в городе, познакомиться со астраханским художником-гравером В.П.Филипповым.

   Награждение победителей и призеров состоялось 18 мая – в Международный день музеев.