Б. М. Кустодиев. 1878 -1927

 

«Портрет Н.И. Зеленской». 1912



 

Далеко не каждый поклонник жизнерадостного, яркого творчества Бориса Кустодиева знает, как тяжело был болен этот человек. Начиная с 1909 года, художник испытывал боли в позвоночнике и правой руке, внушавшие ему серьезные опасения.

 

В мае 1911 года именно по этой причине он впервые отправляется в Швейцарию, где в курортном городке Лейзен, что недалеко от Лозанны, проходит курс лечения в клинике доктора Ролье. Здесь лечат солнечными ваннами, горным воздухом, массажем. В течение года он несколько раз приезжает в санаторий. Художник обеспокоен своим состоянием, но активно работает – пишет горы, пестрые от цветов швейцарские луга, маленькую Ирину у стола с фруктами.

 

Русских в санатории было немало. Они встречались, знакомились, обсуждали новости, даже ставили «живые картины». В начале 1912 года Кустодиев знакомится здесь с астраханкой Наталией Илларионовной Зеленской. Там же, в Лейзене, он сделает несколько карандашных набросков и начнет писать ее портрет в память о долгих и приятных разговорах об искусстве, о красоте Швейцарии, об удивительной гармонии природы и человека, порядке и покое этого уголка Европы. «Хорошо здесь очень теперь – чудесная природа зимой», - напишет Б.М. Кустодиев своему другу, коллекционеру Ф.Ф. Нотгафту.

 

На портрете изображена высокая, стройная, голубоглазая женщина с собранными в низкий узел темными волосами. Она стоит в проеме балконной двери, за её спиной – розовые вершины гор, окрашенные нежными лучами солнца. Темный силуэт фигуры четко выделяется на светлом фоне. Грациозный наклон головы, изящные пальцы, неторопливый жест правой руки… Строгий наряд – прямая темная юбка и черная блузка тонкого полотна, украшенная блестящими мелкими пуговицами, эффектно подчеркивают цвет кожи, а мягкая, чуть грустная улыбка навевает сравнение с великой Джокондой.

 

Этот удачно найденный Б. Кустодиевым приём – тёмный силуэт на светлом фоне мы ещё неоднократно увидим в различных произведениях художника. О самой Зеленской практически ничего не известно. Среди сохранившихся писем и открыток – несколько от Зеленских: поздравление с Новым 1912 годом, приветы, пожелания. Но от Наталии – ни строчки.

 

Портрет Н.И. Зеленской был закончен в том же 1912 году в Петербурге. В собрание Астраханской картинной галереи поступил в 1929 году от Юлии Евстафьевны Кустодиевой – жены художника, что свидетельствует о том, что он не был передан Зеленской.