М.В.Нестеров. 1862-1942

«За Волгой». 1905

        Картина входила в цикл, задуманный художником как «написанный красками роман, роман в картинах». Это философское бытописание: встреча не только двух судеб, не сложившихся в одну, но и два взгляда на новый, пришедший с новым веком мир.  Смиренная молодая женщина, грустью своею сливающаяся с гладью родной реки и  цветущих лугов,  словно растворяющаяся в природе,  и герой - с гордо поднятой головой,  крепко стоящий на ногах, уверенно смотрящий вперед.  Его река - это пространство для движения барж и пароходов, его природа - земли, которые нужно осваивать. Таким образом, картина - своеобразный философский рассказ-размышление о человеческом бытии, месте природы  в установлении духовного миропорядка. 

    Несмотря на то, что полотно писалось художником в верховьях Волги, в Уфе,  изображение величавого речного изгиба  воспринимается астраханцами как волнующе близкий пейзаж. Это и определило место картины в музейной экспозиции: она является  центром зрительского внимания в каминном зале галереи, где проходят творческие встречи, музыкальные вечера и торжественные события. В 1907 г. картина М.В.Нестерова «За Волгой» участвовала в  выставке русских пейзажей в Санкт-Петербурге, в 1914 - в Москве  на выставке  «Художники - товарищам воинам». Спустя десятилетия, в 1962 г., она вновь «посетила» столицу, а в октябре-декабре 2006 г. ее увидели любители искусства в художественных музеях  Ханоя, Шанхая, Гуань-Чжоу, Пекина на  выставке «Русская пейзажная живопись» в рамках Года России в Китае. В нынешнем году картина экспонировалась в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге  на выставке, посвященной 150-летию великого русского художника.

        «Один из больших поэтов народно-патриархальной России во всей совокупности присущих ей упований», - так писали современники о М.Н. Нестерове. Поэтизируя народный быт, его патриархальный уклад, он наполняет свои полотна  трепетным лиризмом, задушевностью, тонко переданным настроением.