Уважаемые друзья!

Рады Вам сообщить, что с сегодняшнего дня Астраханская государственная картинная галерея им. П.М.Догадина начинает новый  проект «Картина дня», благодаря которому все желающие смогут познакомиться с произведениями живописи известных художников, находящимися в собрании картинной галереи, и принять  участие в обсуждении. Нам  интересны  Ваши мнения и размышления. Первой мы представляем Вашему вниманию картину Михаила Васильевича Нестерова, так как в этом году исполняется 150 лет со дня рождения великого художника.

 

 

 

 

С уважением, директор АГКГ им.П.М.Догадина

Перова И.И.

 

 

М.В. Нестеров. 1862-1942

Последний эскиз к картине «Видение отроку Варфоломею». 1890

 

В Астраханской картинной галерее хранится особое для истории галереи и ее коллекции произведение - «Видение отроку Варфоломею» (1890) М.В. Нестерова. С душевным трепетом подходят к нему те, кому известна история этой работы, отношение к ней П.М. Догадина, коллекционера, ставшего основателем художественного музея в Астрахани. Это небольшое по размерам полотно было приобретено П.М. Догадиным в 1916 г. после длительной переписки с художником, ставшим за долгие годы их эпистолярного товарищества верным советчиком в приобретении полотен для коллекции.  Покупку этой работы М.В.Нестерова П.М. Догадин считал  особой удачей. Она считается последним эскизом к одноименному законченному  полотну. Есть причины полагать, что эскиз, купленный у Нестерова Догадиным, может посоперничать даже с завершенным полотном, хранящимся в ГТГ. Сюжетной основой для картины стал фрагмент рукописи монаха Епифания о жизни известного духовного подвижника, основателя Троицкого монастыря, известного сегодня как Троице-Сергиева лавра, Сергия Радонежского. В своем труде Епифаний сообщает о чудесном эпизоде из жизни отрока Варфоломея, будущего Сергия Радонежского, когда юный Варфоломей встречается в поле с незнакомым святым старцем. На вопрос старца, что ищет, чего хочет «чадо», Варфоломей ответил: «Ныне прискорбна душа моя, так как учуся грамоте и не умею, ты же, отче святой, помолись за меня Богу, чтобы я выучил грамоту». Дав Варфоломею кусочек просфоры, старец сказал: « О грамоте, чадо, не скорби, от сего дня дарует тебе Господь грамоте умение зело добре». Таинство этой встречи и передает Нестеров в своей картине. Мы видим простого русского мальчика, лицо которого и руки, сложенные  у груди, так и излучают кротость, а нимб напоминает о будущем величии Сергия Радонежского. Отрок - типичный русский мальчик, гармонично сливающийся с грустным русским пейзажем. Небольшое по размерам полотно Нестерова висело в личном кабинете Павла Михайловича, помогая принимать решения, размышлять над судьбой своего собрания. Всемирно известный поэт Велимир Хлебников, родившийся в Астрахани, назвал эту картину «жемчужиной всего собрания».

 

 

 

.