Астраханская государственная картинная галерея имени П.М. Догадина продолжает знакомить посетителей с виртуальной экспозицией произведений, вошедших в альбом «Война. Победа. Память». В разделе «Скульптурные произведения» представлено творчество выдающихся художников-скульпторов, создавших свои работы, посвящённые героям Великой Отечественной войны.

Скульптурный портрет сандружинницы Кудряшовой, который исполнила Марина Рындзюнская в 1942 году, продолжает раздел выставочного проекта. Бюст из гипса  поступил в фонды музея по Распоряжению ГЛАВИЗО Комитета искусств СССР в 1947 году.

Марина Давыдовна Рындзюнская – русский и советский скульптор -монументалист. Родилась в Петрозаводске в семье статского советника. В 1892 году семья переехала в Астрахань, где Рындзюнская училась в Мариинской женской гимназии. Рисунок и живопись в гимназии ей преподавал  П.А. Власов, позже Марина Давыдовна посещала его художественные и рисовально-технические классы. По совету Власова  в 1904 году Рындзюнская продолжила художественное образование в Москве. Сначала в Строгановском училище, а через год – в Московском училище живописи, ваяния, зодчества на живописном отделении, но вскоре перешла в мастерскую С.М. Волнухина. По окончании училища провела полгода во Франции, где познакомилась с творчеством Огюста Родена и Антуана Бурделя. В музеях Парижа она изучала лучшие образцы египетского и восточного искусства, греческую архаику, которые ее покорили на всю жизнь «выразительной пластикой, богатством формы и глубиной образов».

По возвращении в Россию в 1912 году активно принимала участие в выставках «Мира искусства», Союза русских художников. В начале 1920-х участвовала в работе Союза скульпторов. В 1926 году стала одним из организаторов Общества русских скульпторов. 

В конце 1930-х годов Рындзюнская создала серию монументальных произведений – бюстов выдающихся деятелей русской культуры М.Ю. Лермонтова (1939), Н.В. Гоголя (1938), В.И. Качалова (1939). 


В годы войны Марина Давыдовна, несмотря на преклонный возраст, продолжала много работать. В 1942 году на выставке «Великая Отечественная война» был впервые показан её гипсовый вариант скульптурной композиции «Герой Советского Союза Лиза Чайкина», удостоенная Комитетом по делам искусств диплома II степени. А в 1943 году портрет был переведен в мрамор и представлен на выставке «Героический фронт и тыл». В 1944 году в залах Третьяковской галереи  состоялась первая персональная выставка М.Д. Рындзюнской. Это был своеобразный творческий отчет художника за 40 лет своей  деятельности. Несмотря на  военное время, выставка широко освещалась в печати, имела большой общественный резонанс. На обсуждении выставки творчество Рындзюнской было высоко оценено критиками, искусствоведами, художниками. «Марина Давыдовна до последних дней работала с исключительным творческим подъёмом, – писал искусствовед Б.Алексеев. – Было необычайно  трогательно видеть, как эта физически слабая женщина вырубала из камня монументальные статуи, полные внутренней силы».

В собрании Астраханской картинной галереи хранится произведение Рындзюнской скульптурный бюст «Сандружинница Кудряшова», исполненный в гипсе, тонированный охристой  краской. Произведение является скульптурным этюдом к созданию композиции «Кудрящева с раненым бойцом», которая была исполнена автором в 1942 году. Подвиг медицинских сестер, сандружинниц в годы Великой Отечественной войны являлся  неотъемлемым вкладом в Победу. Многие  из них проявили мужество и героизм в спасении раненых бойцов, часто рискуя собственной жизнью.Такой типаж волевой и сильной женщины, вставшей в один  ряд  с мужчинами на защиту Родины, представляет скульптор.

Работы Марины Давыдовны Рендзюнской находятся в Государственной Третьяковской галерее, Музее изобразительных искусств Карелии (Петрозаводск), в фондах Государственного музейно-выставочного центра «РОСИЗО». Скульптура Марины Давыдовны участвует в фондовых и тематических выставках, мероприятиях и лекциях в Астраханской картинной галерее и за её пределами.

Старший научный сотрудник Раиса Захарова в онлайн-лекции рассказывает о скульптурном портрете «Сандружинница Кудряшова», исполненном  М.Д. Рындзюнской. Она представляет исследование, основанное на архивных фотографиях и материалах о жизни творчестве скульптора, а также её монументальных произведениях.