С именем Сергея Светославского связан расцвет национальной малороссийской пейзажной школы. С появлением его первых работ на выставках студентов Московского училища живописи, ваяния и зодчества, а позднее на вернисажах Товарищества передвижников талант художника был по достоинству оценён Павлом Третьяковым. «На сегодня в Московском училище есть несколько талантливых учеников по пейзажу: Светославский, Элерт, Левитан», – говорил коллекционер и меценат. Впоследствии Третьяков регулярно покупал работы Светославского. В Киеве пейзажи Светославского пользовались большим успехом у известного коллекционера, сахарозаводчика Николая Терещенко.

Уроженец Киева, выходец из дворянского рода Сергей Светославский внёс в русский реалистический пейзаж яркое украинское солнце, бескрайние просторы малороссийских степей и полей и своеобразный быт крестьян, живущих в окрестностях Киева и Оболони. Сергей Светославский часто ездил по стране и миру, но с наибольшим рвением и усердием он писал на пленэре на родине родителей в Куренёвке. В малороссийских пейзажах Светославский решительно отходит от серо-коричневой гаммы, которую зачастую использовали передвижники с целью подчеркнуть однообразие и скудность крестьянской доли. Изображая сцены из крестьянской жизни, он не сочувствует своим землякам, а повествует об образе их жизни на фоне красочной малороссийской природы.


Пейзаж «Золотая нива» был передан в Астраханскую картинную галерею в 1919 астраханским коллекционером Александром Перовым. В рукописной описи пейзаж фигурирует под названием «Золотая нива с дубами», Перов также пишет, что приобрёл его случайно за 100 рублей.