В октябре в библиотеке Астраханской картинной галереи будет представлена работа Николая Ульянова (1875-1949) «Мороз, зеркало, розы» в связи со 145-летием со дня рождения художника. Николай Ульянов родился в 1875 году в Ельце в семье уездного лекаря. В 14 лет  по совету и с помощью своего земляка художника Василия Мешкова он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где пробыл долго, больше десяти лет. Однако по собственному его признанию, он там «… вел праздную жизнь и мучился от сознания, что негде и не у кого учиться». Приход Валентина Серова в училище буквально спас Ульянова. Учитель и ученик подружились. 


Серов учил работать упорно, настойчиво, не теряя ни дня, ни минуты, «стиснув зубы, но так, чтобы не было видно труда». «Растопырьте глаза, чтобы видеть, что нужно. Схватите целое … . Берите из натуры только то, что нужно, а не все. Отыщите ее смысл», – так передавал Ульянов уроки Серова. От Серова берет начало рисунок Ульянова – быстрый, точный, скупой и смелый. «Голый рисунок», никаких фонов, никакого соуса, никакой растушки – уголь и карандаш – вот и все», - учил Серов.

Ульянова заинтересовали новые открытия в искусстве. Он сблизился с кругом художников из «Голубой розы», группировавшихся вокруг журналов «Весы» и «Золотое руно», но его фигура стояла достаточно одиноко в пестром и разноречивом искусстве предреволюционной поры. Художник участвовал во многих крупных выставках. Уже в 1904 году он участвовал на «Выставке исторических портретов» в Таврическом дворце, затем выставлялся с Московским товариществом художников, с Союзом русских художников и с «Миром искусства». Работы его выставляются и за границей: на Международной выставке в Риме, в Осеннем салоне в Париже, на выставке в Мальме и в других местах. Между 1907 и 1912 годами он трижды ездил в Италию, Францию и Германию «для изучения старого и нового искусства».

Слава его росла. Про него, после смерти Серова, говорили, что он поднял кисть, упавшую из рук умершего маэстро. С 1904 года Ульянов тесно связал свою творческую биографию с Московским Художественным театром, куда был приглашен Константином Станиславским для оформления спектаклей ( «Продавец солнца» Рашильд, 1904; «Шлюк и Яу» Г.Гауптмана, 1905; «Драма жизни» К.Гамсуна, 1907; «Дни Турбиных» М.Булгакова. 1925-1926; «Мольер» М.Булгакова, 1933-1936).

Николай Ульянов многие годы отдал педагогической работе. В 1901 году Валентин Серов пригласил его  преподавать вместе с ним и Константином Коровиным в частной студии Званцевой, затем он работал в Строгановском училище, Пречистенском практическом институте (отделение изобразительных искусств), Московском художественном институте им. В.И. Сурикова.


В собрании Астраханской картинной галереи находится ряд живописных и графических произведений Николая Ульянова. Представленная на выставке одной картины работа художника «Мороз, зеркало, розы» была создана, скорее всего, в 1910-1920 годы. Тогда его занимали символы современной цивилизации, ее быстротечность. Для него стала важна тема различения реальности и иллюзии, отсюда любовь к резким ракурсам, к пространственной интриге – например, к мотиву зеркального повтора форм. Выставка будет проходить с 1 октября по 31 октября 2020 года