В рубрике «Картина дня» мы уже рассказывали о некоторых произведениях Якова Ромаса в собрании Астраханской картинной галереи. Яков Ромас – известный советский художник, творческое наследие которого отличается богатым разнообразием живописных тем и сюжетов. Широко известны его батальные сюжеты, созданные с натуры во время Великой Отечественной войны, когда художник служил политруком на Балтийском флоте. Большой интерес для астраханских любителей искусства представляют его пейзажи и жанровые сцены, написанные художником во время длительных творческих поездок в низовья Волги и на Каспий.


Особое место в творчестве Якова Ромаса занимает Москва. В 1924-1930 годах он учился в Пречистенском практическом институте у Николая Крымова и Николая Ульянова, а впоследствии – в московском Вхутемасе-Вхутеине у Петра Кончаловского и Исаака Рабиновича. До войны Ромас принимал участие в оформлении Центрального музея В.И. Ленина и центральных площадей столицы. Вернувшись в Москву после войны, Яков Ромас создавал индустриальные пейзажи столицы, возвращавшейся к мирной жизни и наращивающей промышленную мощь.

В собрании Астраханской картинной галереи находится его работа «Утро на окраине». На работе изображён панорамный вид на крупные московские заводы: Динамо, Теплоцентраль и ЗИС, находившиеся в живописном районе Симонова монастыря. Мастерство Ромаса-пейзажиста, тонкое знание натуры проявляется в написанном в тусклых тонах утреннем небе, спокойной глади Москвы-реки, в которой отражаются величественные заводские постройки.