Павел Кузнецов был одним из создателей художественного объединения «Голубая роза» и своеобразным лидером нового течения в искусстве. Участники «Голубой розы» следовали ценностям символизма, в своем творчестве стремились к трансцендентному, «запредельному». Кузнецов не отказался от стилистики символизма даже после революционных событий 1917 года, которые спровоцировали радикальные перемены в этике и эстетике отечественного искусства.

Его творчество 1910-х годов представляет большой интерес для любителей и исследователей русской живописи. В те годы художники находились в активном поиске новых тем, стилей и колористических решений. Для Павла Кузнецова неисчерпаемым источником вдохновения стал Восток. Искусствовед Абрам Эфрос считал, что Кузнецов отправился на Восток в поисках мира гармонии и чистоты, не замутненного цивилизацией, под влиянием картин Поля Гогена, которые живописец увидел в Париже в 1906 году.

Первую восточную серию Кузнецов создавал в 1911–1916-х годах, когда жил в киргизских степях, раскинувшихся к востоку от Саратова – его родины. Художник путешествовал по городам Средней Азии, посещал в частности Самарканд и Бухару.


Вторую восточную серию Павел Кузнецов писал в 1918–1920-х годах по воспоминаниям от своих поездок. В этот период он в основном работал над пейзажами и натюрмортами, и эти жанры сочетаются в картине «Балкон», которая представлена в экспозиции Астраханской картинной галереи.

Горизонтальная линия ограды балкона выступает на полотне в роли границы, разделяющей плоскости восточного города и стола с живописно расставленными на нем предметами. На дальнем плане видны схематично написанные дома, которые поднимаются вдоль горного склона. Они утопают в нежной голубой дымке, которая придает пейзажу некоторую иллюзорность.

Натюрморт же написан иначе: более звучными, плотными, но по-прежнему нежными красками. Он выглядит более конкретным, определенным и максимально приближен к зрителю. Предметный мир натюрморта многообразен. Посуда и фрукты занимают всю плоскость стола, почти сталкиваясь друг с другом, а их очертания сплетаются с орнаментом скатерти, расписанной крупными розами.