В 2020 году исполняется 165 лет со дня рождения Владимира Гиляровского – известного русского писателя, поэта, журналиста и краеведа Москвы. Талантливый публицист, «король репортёров» был близким другом и помощником многих русских художников. В доме у Гиляровского в Столешниковом переулке часто гостили именитые и начинающие живописцы, а сам писатель был завсегдатаем почти всех художественных выставок, посещал занятия в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.

В собственности потомков Владимира Гиляровского сегодня находится свыше пятнадцати портретов писателя, выполненных известными русскими художниками, – Александром Герасимовым, Авелем Левитаном, Георгием Верейским, Константином Юоном. Все они выполнены с чувством глубокого уважения и признательности.


В собрании Астраханской картинной галереи находится портрет Гиляровского, выполненный мастером русского модерна Сергеем Малютиным. Малютина и Гиляровского связывали тёплые дружеские отношения. Они познакомились в 1909-1910 годах в литературно-художественном кружке на Большой Дмитровке – одном из первых клубов для интеллигенции в Москве. В то время Малютин работал над серией портретов деятелей русской культуры. Гиляровский знал Малютина по его работам и очень обрадовался личному знакомству. Вскоре после знакомства Сергей Малютин приступил к работе над портретом писателя. Как вспоминала Ольга Малютина, дочь художника, сеансы в мастерской на Мясницкой улице проходили очень живо и весело, оба шутили и рассказывали друг другу разные интересные истории. Гиляровский подарил Малютину сборник своих стихов «Забытая тетрадь» с дарственной надписью «Дорогому Сергею Васильевичу Малютину. От души автор. Славному художнику от весёлого натурщика».

Узнав, что Малютин работает над портретом Гиляровского, Илья Репин отозвался об этом в письме Владимиру Алексеевичу: «…он самый первостепенный живописец и его широкая манера в живописи – единственная. Авось и мне когда-нибудь посчастливится быть написанным его сочными кистями, его своеобразными, глубокими, хотя и очень скромными тонами».

Самому Гиляровскому очень нравился этот портрет. С него на зрителя смотрит добрый и проницательный человек богатырского телосложения. Длинные седые усы и сдвинутая набок папаха подчёркивают его связь с предками из запорожских казаков. Колоритный, располагающий к себе образ дяди Гиляя дополнен табакеркой в его руке, которая была его неизменной спутницей.

Портрет демонстрировался на XIII выставке Союза русских художников в 1916 году. В собрание Астраханской картинной галереи этот портрет поступил в 1919 году, когда её заведующим и хранителем был Павел Догадин. Он стал прекрасным пополнением коллекции русской живописи и имел большое значение для основателя галереи.

Владимир Гиляровский был близким другом астраханского коллекционера. О тёплых отношениях между ними свидетельствуют эпитеты, звучащие в письмах Гиляровского в Астрахань. Не отказывал дядя Гиляй себе в удовольствии изъясняться в письмах Догадину своими любимыми стихотворными экспромтами:

Я вспомнил Ваш визит ко мне,

Как по душе мы говорили…

Я очень рад, что не забыли

Меня в далёкой стороне…

Гиляровский был верным и надёжным товарищем и проводником Догадина в деле коллекционирования, давая ему советы, у кого можно приобрести произведения русских художников, и присылая книги с собственным экслибрисом и автографами. Догадин, в свою очередь, благодарил писателя аппетитными посылками из Астрахани. Портрет Гиляровского кисти Малютина сегодня по праву считается одним из лучших экспонатов в залах русского искусства Астраханской картинной галереи