Иван Иванович Шишкин – фундаментальная фигура в русском пейзажном искусстве. Критики и современники называли его «царём русского леса». Иван Крамской называл его «поэтом русского леса». Не один из русских художников так тонко не чувствовал и не писал лес, как Иван Шишкин.

Ещё будучи студентом Московского училища живописи, ваяния и зодчества, Шишкин постоянно писал этюды в подмосковных лесах в Сокольниках, оттачивая своё мастерство и стараясь как можно красочней изображать разнообразие растительных форм. Со скрупулёзностью естествоиспытателя он осматривал и ощупывал каждую ветку, каждый лист, стараясь проникнуть во все тонкости анатомии леса.

Большую роль в творческой биографии Шишкина сыграла его совместная со Львом Каменевым поездка в подмосковную усадьбу Братцево, находившуюся по соседству с известным Тушиным. Как вспоминал сам Шишкин, в Братцево он работал запоем, «с жаром», создавая по несколько пленэрных штудий (этюдов) в день. В 1869 году на основе братцевских этюдов он написал свою известную работу «Полдень. В окрестностях Москвы», которая стала первым произведением Ивана Шишкина, приобретённым Павлом Третьяковым для своей московской галереи.


Работа «Полдень. Окрестности Москвы. Братцево» из собрания Астраханской картинной галереи является самым проработанным и тщательно отделанным этюдом. Этот пейзаж не совсем типичен для творчества Шишкина. Широкому кругу любителей искусства хорошо известны его живописные произведения на тему русского леса. На картине «Полдень. Окрестности Москвы. Братцево» почти половину полотна занимает тщательно выписанное небо, которое зачастую Шишкин писал фрагментарно среди высоких раскидистых крон деревьев.

Ещё одна несвойственная пейзажному творчеству Шишкина деталь – изображение людей. По мнению самого художника, природа совершенна, поэтому пейзаж не нуждается в присутствии дополнительных одушевлённых героев. Следуя этому принципу, художник крайне редко писал на своих картинах людей или животных. На этюде «Полдень. Окрестности Москвы. Братцево» мы можем видеть группу крестьян, идущих по мокрой дороге с полевых работ.