В 2020 года исполняется 180 лет со дня рождения Алексея Харламова. Алексей Харламов – известный русский художник, мастер портретной живописи. По происхождению был крепостным. В младенческом возрасте вместе с родителями был перепродан другой помещице, а в 1850 семья получила вольную и переехала в Санкт-Петербург. В столице Алексей Харламов поступил в Императорскую Академию художеств и проявил яркий талант в живописи. Его работы удостаивались самых высоких наград. В 1868 году за работу «Возвращение блудного сына в родительский дом» (находится в Музее Академии художеств) он получил большую золотую медаль и в числе лучших выпускников отправился в пенсионерскую поездку по Европе. 

В 1871-1872 в Гааге во дворце Маурицхейс по заказу Музея Императорской Академии художеств он выполнил замечательную копию с известной картины Рембрандта «Урок анатомии доктора Тульпа», за которую был удостоен звания академика живописи.  Эта работа была высоко оценена публикой, и впоследствии Харламов неоднократно выполнял заказные копии с работ голландских и фламандских мастеров. Любовь к классической европейской живописи привела его в студию модного в то время французского художника Леона Бонна. По примеру своего наставника Харламов в своих работах следовал традициям испанских мастеров, Рембрандта и итальянцев XVII века. 

С 1875 года Харламов обосновался в Париже. Он восхищался этим городом, а просвещённая французская публика восторженно отзывалась о его работах. Эмиль Золя, увидевший на выставке в Салоне в 1875 году портреты Полины и Луи Виардо, выполненные Харламов, назвал их «дебютом крупного таланта». Парижская публика с восхищением окрестила его «русским Бонна».

В Париже Харламов снимал мастерскую на Пляс Пигаль, которая со временем превратилась в модное ателье. Неоценимую помощь в поисках заказов и продаже произведений Харламову оказал Иван Тургенев, проживавший в то время во Франции. Его прелестные женские и детские головки, экспонировавшиеся на европейских выставках, покоряли и королеву Великобритании Викторию, и императрицу Марию Фёдоровну. Оперные певицы, протеже Полины Виардо считали за честь позировать Харламову в его мастерской. 

В России, к сожалению, работы Харламова не пользовались столь громким успехом, как в Европе. Он периодически отправлял свои произведения на академические и передвижные выставки. Однако на родине за ним твёрдо закрепилось клише «русско-испанского француза», а работы, не отвечающие острым социальным задачам передвижничества, оставались практически не замеченными.


Картину «Мать и дочь» (1901) можно отнести к числу лучших работ Алексея Харламова. Она экспонировалась на 29-й выставке Товарищества передвижников в Москве. Впоследствии работа находилась в частном собрании Ивана Свешникова, которое после смерти в 1910 году было передано по завещанию в Румянцевский музей. В собрание Астраханской картинной галереи работа была передана в 1927 году. 

Парный портрет выполнен в типичной для Харламова манере. Художник не просто пишет моделей в интерьере, а изображает настоящую литературную драму. Молодая женщина, с растрёпанными роскошными рыжими волосами, в наспех накинутом чёрном платье, и растерянная девочка с куклой словно застигнуты художником врасплох. 

Редкий зритель равнодушно отнесётся к этой картине. Кто-то, возможно, сравнит героинь картин с Мадонной и младенцем, усмотрев на заднем плане композиции скромный образок, а кто-то, вероятно, вспомнит трогательную сцену встречи Анны Карениной с её маленьким сыном.   

В любом случае, картина Харламова «Мать и дочь» является одной из жемчужин в экспозиции Астраханской картинной галереи.