Май 2020 года ознаменован 190-летним юбилеем со дня рождения выдающегося русского живописца, мастера реалистического пейзажа Алексея Саврасова. Алексей Саврасов стал знаменитым и признанным художником в возрасте 24-х лет. По окончании Московского училища живописи, ваяния и зодчества в 1854 году он показал на осенней выставке в Академии художеств свои работы «Вид в окрестностях Ораниенбаума» и «Морской берег в окрестностях Ораниенбаума». За эти работы ему было присвоено звание академика, а спустя четыре года «Вид в окрестностях Ораниенбаума» приобрёл московский коллекционер Павел Третьяков.

Программным произведением, обессмертившим имя Саврасова, стало показанное на I выставке товарищества передвижников в 1871 году полотно «Грачи прилетели» или, как назвал его сам автор, «Вот прилетели грачи». Художник собирал материал для картины в течение пяти месяцев, работая в окрестностях Ярославля и Костромы. Работа «Грачи прилетели» стала не только главным произведением Саврасова, но и положила начало направлению лирического пейзажа в русской живописи. Художник и критик Иван Крамской дал такую оценку самому известному пейзажу Саврасова: «Пейзаж Саврасова «Грачи прилетели» есть лучший и он действительно прекрасный, хотя тут же и Боголюбов и барон Клодт…Но всё это деревья, вода и даже воздух, а душа есть только в «Грачах».


Однако после IV выставки передвижников, состоявшейся в 1875 году, творчество Саврасова оценивалось более негативно. «Самый несчастный экспонент – это А.К. Саврасов», - написал рецензент в авторитетной «Петербургской газете». В жизни художника началась долгая чёрная полоса. Он перебивался заработками на частных уроках, пристрастился к вину, его жена с дочерьми уехала от него в Петербург.

Самыми тяжёлыми для художника стали 1880-е годы. Саврасова уволили из Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Потеря работы и разрыв с семьёй привёл живописца к скитальческой жизни, полной нужды и лишений. В эти сложные годы Саврасов создаёт многочисленные копии «Грачей», пишет различные вариации на тему ранней весны и продаёт их за гроши торговцам и букинистам, сидящим у Никольских ворот.

Сегодня эти работы, созданные с целью хоть какого-то заработка, являются ценными экспонатами многих художественных музеев и частных собраний. Один из таких пейзажей, «Ранняя весна. Оттепель», представлен в экспозиции Астраханской картинной галереи. Как и большинство весенних пейзажей Саврасова, эта работа полна ощущения пробуждающейся природы, птицы на деревьях заметно оживляют композицию. Но главное в этой работе – способность художника увидеть красоту в незатейливом деревенском уголке России.