Портретное искусство второй половины XVIII-начала XIX веков в собрании Астраханской картинной галереи представлено парадными и камерными портретами, выполненными признанными мастерами своего времени. Это преимущественно портреты выдающихся людей эпохи: августейших особ, знатных аристократов, состоятельных купцов и общественных деятелей.

Первыми профессиональными портретистами в России XVIII века были иностранцы. Желая в кратчайшие сроки приблизить Российскую империю к европейским культурным высотам, Пётр I приглашал из-за границы художников, скульпторов и архитекторов, в задачу которых также входило обучение русских мастеров.

Одним из монументальных произведений в собрании живописи XVIII века является портрет императрицы Елизаветы Петровны, выполненный неизвестным художником с работы Луи Каравака. Портрет поступил в Астраханскую картинную галерею в 1918 году из клуба Астраханского дворянского собрания.


Портрет выполнен в традициях европейского парадного портрета. Императрица изображена в коронационном платье с атрибутами царской власти. В левой руке она держит скипетр, справа на бархатной подушечке лежит держава. Величественный и возвышенный вид Елизаветы, её гордый и спокойный взгляд, кажется, говорят зрителям сквозь столетия: «L’etat c’est moi», что значит «Государство – это я».

На портрете мы видим самодержицу, достойную продолжательницу славных дел своего отца. Её восшествие на российский престол было встречено с ликованием, так как ознаменовало собой окончание жёстких кровопролитных лет бироновщины.  «Мы славу дщери зрим Петровой. Зарёй торжеств светящу новой», - восторженно написал Михаил Ломоносов в день коронации императрицы.

Главным достижением политики Елизаветы в сфере культуры и искусства стало открытие в 1757 году Императорской Академии художеств, о создании которой мечтал ещё Пётр I и которая на долгое время стала законодателем тенденций в искусстве.