УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБУК АО «Астраханская

картинная галерея»

_____________И.И. Перова

«___» _____________2020 г.

 

ПОЛОЖЕНИЕ

о проведении IX регионального конкурса

для начинающих филологов и журналистов

«Литер@»

 

1.      Общие положения

1.1. Настоящее положение определяет условия и порядок организации и проведения IX регионального конкурса для начинающих филологов и журналистов (далее – конкурс).

1.2. Организаторами конкурса являются Дом-музей Велимира Хлебникова, филиал ГБУК АО «Астраханская государственная картинная галерея имени П.М. Догадина», молодёжный пресс-центр при ГБУК АО «Астраханская библиотека для молодёжи им. Б. Шаховского» (далее – организаторы).

 

2.      Цели и задачи конкурса

Цель – развитие научного и творческого потенциала обучающихся общеобразовательных школ и учреждений среднего профессионального образования, популяризация научно-информационных ресурсов музея Хлебникова и деятельности молодёжного пресс-центра при библиотеке Шаховского.

Задачи:

·        сохранять и популяризировать русский язык как основу национального самосознания, единства и русской культуры;

·        популяризировать филологию и гуманитарные науки в целом;

·        развивать интерес подростков к чтению и расширять их читательский кругозор;

·        способствовать формированию грамотной и выразительной речи;

·        способствовать развитию навыков филологического анализа текста и практической стилистики, теоретической и практической журналистики;

·        формировать представление о многообразии журналистских жанров и об этической составляющей профессии журналиста;

·        способствовать формированию профессионального самоопределения;

·        воспитывать патриотизм, формировать и развивать интерес к истории родного города и края, его культурному наследию и, в частности, к личности и творчеству Велимира Хлебникова, к «хлебниковской коллекции» Дома-музея Поэта-Будетлянина.

 

3.      Участники конкурса

3.1. В конкурсе участвуют обучающиеся средних общеобразовательных учреждений (8-11 классы) и учреждений среднего профессионального образования г. Астрахани и Астраханского региона.

3.3. Участие учащегося в конкурсе осуществляется через его законного представителя (родителя, опекуна, усыновителя, попечителя) или через учителя.

3.4. Участие в конкурсе предполагает автоматическое согласие его законного представителя на фото- и видеосъёмку и размещение этих материалов в сети Интернет и СМИ.

 

4.      Условия участия и порядок проведения конкурса

4.1. Конкурс проходит в два тура.

I тур – заочный; конкурсные задания размещаются на сайтах www.domvelimira.ru, youth-library.com.ru и на информационном портале AstraKult, а также осуществляется информационная рассылка в общеобразовательные учреждения и учреждения среднего профессионального образования г. Астрахани и Астраханского региона. (Приложение № 1).

II тур – очный, проводится в Доме-музее Велимира Хлебникова, филиале Астраханской государственной картинной галереи им. П.М. Догадина и включает в себя задания по филологии, практической стилистике, теории и истории журналистики, краеведению, изобразительному искусству, музыке.

К участию во II туре приглашаются победители I тура.

Победители конкурса определяются на основании оценивания конкурсной комиссией правильности и оригинальности выполнения предлагаемых конкурсных заданий.

4.2. Для участия в конкурсе необходимо подать заявку (Приложение №2) и ответы на вопросы в электронном виде на почту anna-varg@yandex.ru

с 5 февраля по 5 марта 2020 г. включительно. В теме письма указать – ответы на конкурс «Литер@» (тел. для справок 51-64-96).

4.3. Все участники, прошедшие во II тур, будут оповещены о дате и времени II (очного) тура дополнительно по электронной почте.

4.4. Участие во II (очном) туре конкурса возможно после оплаты потенциальным участником организационного взноса в размере 150 рублей в день проведения очного тура.

4.5. Руководство конкурсом и текущую работу по его проведению осуществляет комиссия, в состав которой входят: А.А. Кочергина – к.ф.н., руководитель молодёжного пресс-центра при библиотеке им. Б. Шаховского, Ю.Л. Дмитриева – к.ф.н., главный редактор редакции информационных ресурсов управления информационной политики АГУ, О.О. Кузовлева – заведующая Домом-музеем В. Хлебникова.

Председатель жюри конкурса «Литера@» – Андрей Журбин, кандидат филологических наук, преподаватель подготовительного отделения для иностранных граждан Астраханского государственного университета.

В качестве членов жюри также дополнительно привлекаются профильные специалисты: филологи и практикующие журналисты.

 

5. Порядок награждения победителей конкурса

5.1. На основании протокола заседания конкурсной комиссии принимается решение о награждении победителей I тура сертификатами, их руководителей – благодарственными письмами, победителей II тура – дипломами (I, II, III степени) и памятными подарками, приобретение которых осуществляется за счёт средств ГБУК АО «Астраханская картинная галерея».

Все победители I тура будут оповещены о дате и времени проведения II (очного) тура дополнительно по электронной почте.

5.2. Победители конкурса определяются по результатам II (очного) тура.

Награждение проводится в день II тура в Доме-музее Велимира Хлебникова (ул. Свердлова, 53).

5.3. Победители конкурса приглашаются на занятия в молодёжный пресс-центр при библиотеке Б. Шаховского.

 Приложение № 1

 

Задания для I тура (очного)

 

Вопросы I (заочного) тура

1. Как раньше назывался Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина? Кто был его основателем и первым директором и как этот человек связан с русской литературой?

2. Прочитав комедию своего тёзки «Горе от ума», Пушкин заметил: «О стихах не говорю – половина должна войти в пословицы». Так и произошло. По количеству афоризмов эту пьесу превосходит только дилогия из двух романов. Каких?

3. Пьеса этого драматурга стала своеобразным манифестом феминизма и положила начало международному движению в защиту прав женщин. Как называется это движение? Назовите также имя драматурга и пьесу.

4. В экспозиции Дома-музея Велимира Хлебникова из фамильной библиотеки представлен уникальный труд, который составлен родственником поэта и посвящён явлениям, производимым на земном шаре теплотой. Как называется этот труд и кто его автор (Ф. И. О., должность)?

5. Перечислите как можно больше знаменитостей, портреты которых написал наш земляк Борис Кустодиев.

6. Какие литературные реминисценции присутствуют в песне российского барда Тимура Шаова «Деревенька»?

7. Самым знаменитым поцелуем в живописи сегодня является, пожалуй, одноимённая работа Густава Климта. Но долгое время за счёт гегемонии религиозной тематики в мировом искусстве главенствовал совсем другой поцелуй, абсолютно лишённый сексуального подтекста. О чём речь? Приведите 2–3 примера произведений, в которых он запечатлён.

8. Подберите из работ знаменитых фотографов кадры, которые могли бы послужить иллюстрациями к известным литературным произведениям (не менее трёх работ с пояснениями: имя фотографа, название литературного произведения, конкретный эпизод из него, цитата (при необходимости).

9. Автор портрета Велимира Хлебникова, представленного в фондах музея поэта, был композитором, клавесинистом и дирижёром. Последние годы своей жизни он провёл во Франции. Назовите его имя и название портрета Поэта-Будетлянина.

10. «Оно почти выбилось в высокое искусство. Но явился звук. А потом и цвет! И всё было кончено – восторжествовала площадность». О чём говорит герой романа А. Чудакова «Ложится мгла на старые ступени»? Согласны ли вы с ним? Ответ аргументируйте.

11. Посмотрите передачу «Кто здесь звезда? Идеальное интервью» (РЕН ТВ, выпуск от 15.04.2011 г., гость программы – Александр Олешко). Какие основные ошибки, на ваш взгляд, допускает интервьюер?

12. Придумайте к пяти произведениям классической литературы журналистские заголовки. Избегайте немотивированного эпатажа, цинизма и недостоверности.

13. Кто и почему называл себя Бабушкой русской журналистики?

14. Прочитайте отрывок из рассказа М. Зощенко «Аристократка». Найдите в тексте примеры нарушения стилистических норм.

«Ходит она по буфету и на стойку смотрит. А на стойке блюдо. На блюде пирожные.

А я этаким гусем, этаким буржуем нерезанным вьюсь вокруг нее и предлагаю:

– Ежели, – говорю, – вам охота скушать одно пирожное, то не стесняйтесь. Я заплачу.

– Мерси, – говорит.

И вдруг подходит развратной походкой к блюду и цоп с кремом и жрет.

А денег у меня – кот наплакал. Самое большое что на три пирожных. Она кушает, а я с беспокойством по карманам шарю, смотрю рукой, сколько у меня денег. А денег – с гулькин нос.

Съела она с кремом, цоп другое. Я аж крякнул. И молчу. Взяла меня этакая буржуйская стыдливость. Дескать, кавалер, а не при деньгах.

Я хожу вокруг нее, что петух, а она хохочет и на комплименты напрашивается.

Я говорю:

– Не пора ли нам в театр сесть? Звонили, может быть.

А она говорит:

– Нет.

И берет третье. Я говорю:

– Натощак – не много ли? Может вытошнить.

А она:

– Нет, – говорит, – мы привыкшие.

И берет четвертое. Тут ударила мне кровь в голову.

– Ложи, – говорю, – взад!

А она испужалась. Открыла рот. А во рте зуб блестит. А мне будто попала вожжа под хвост. Все равно, думаю, теперь с ней не гулять.

– Ложи, – говорю, – к чертовой матери!

Положила она назад. А я говорю хозяину:

– Сколько с нас за скушанные три пирожные?

А хозяин держится индифферентно – ваньку валяет.

– С вас, – говорит, – за скушанные четыре штуки столько-то.

– Как, – говорю, – за четыре? Когда четвертое в блюде находится.

– Нету, – отвечает, – хотя оно и в блюде находится, но надкус на ем сделан и пальцем смято.

– Как, – говорю, – надкус, помилуйте. Это ваши смешные фантазии.

А хозяин держится индифферентно – перед рожей руками крутит».

15. Как вы относитесь к жанру ток-шоу на современном телевидении? Ответ аргументируйте.