5 выставочных проектов – 270 предметов


1. «Русский мир в живописи и графике XIX - нач. XX вв. из собрания Астраханской картинной галереи»  (30 экспонатов)

Выставочный проект «Русский мир в живописи и графике XIX - нач. XX вв. из собрания Астраханской картинной галереи» вв. направлен на дальнейшее развитие плодотворных контактов между деятелями культуры и мастерами искусств Прикаспийских и сопредельных государств и Астраханского региона Российской Федерации.

Экспозиция включает около 30 экспонатов из собрания Астраханской картинной галереи, представляющие живописные работы И. И. Левитана, В. П. Поленова, К. И. Маковского, И. С. Горюшкина-Сорокопудова, А. Е. Архипова, графические произведения Б. М. Кустодиева, И. И. Шишкина, И. Е. Репина, А. Н. Бенуа, В. М. Васнецова, В. А. Серова, С. В. Малютина, представляющие значительный интерес как для специалистов в области искусства, так и для широкого круга посетителей. Все произведения отражают особенности русской природы, традиций, быта русского народа.


2. «Коллекция вьетнамского лубка из собрания 

Астраханской картинной галереи имени П. М. Догадина» (150 листов)

Коллекция традиционной вьетнамской народной картины (лубков) в собрании Астраханской картинной галереи составляет 150 листов, исполненных в технике цветной ксилографии. Коллекция поступила в дар в 2002-2010 гг. от нашей соотечественницы, астраханки Н.М.Краевской, ныне проживающей во Вьетнаме. Вьетнамские лубки из собрания АГКГ происходят из деревни Донг Хо (Донгхо) – известного старинного центра печатного производства, расположенного на севере Вьетнама в провинции Бакнинь, недалеко от столицы страны г. Ханоя. Лубки из Донг Хо представляют редкую и угасающую на сегодняшний день отрасль художественного производства, корни которой уходят в XI век.  Жанровый характер народной картины, отразившей страницы вьетнамского героического эпоса, сцены крестьянской жизни, символические благопожелания и сюжеты из современной истории Вьетнама, передают все оттенки богатой народной культуры. Вьетнамский лубок из собрания АГКГ представлен оригинальными ксилографиями, отпечатанными на тоновой бумаге ручного отлива, окрашенной органическими пигментами, с перламутровым покрытием.


3. «Путешествия» (графика Мая Митурича) (20 листов)

Графика Мая Митурича-Хлебникова является частью «хлебниковской коллекции» и подарена Астраханской картинной галерее автором.

Май Митурич хорошо известен нескольким поколениям читателей как иллюстратор произведений Киплинга, Кэрролла, Барто, Чуковского, Маршака. Однако мастерство художника выходит за рамки книжной графики. Выставка «Путешествия» знакомит зрителя с малоизвестной стороной его жизни и творчества: 20 листов авторской графики посвящены впечатлениям от поездок, в которые Май Митурич почти ежегодно отправлялся с 1951 года. На его рисунках, акварелях, шелкографиях и автолитографиях запечатлелись пейзажи Дагестана и Осетии, Батуми и Крыма, Гималаев и Алтая. Сын замечательных художников начала XX века Веры Хлебниковой и Петра Митурича, племянник поэта-футуриста Велимира Хлебникова, Май Митурич творил свои собственные миры. «Воздушные» акварели и потрясающее  умение рисовать одним пятном, одной линией или точно и тонко подчеркивать какую-нибудь деталь пейзажа позволяли художнику с удивительной легкостью и мастерством создавать  особый «образ места».


4. «Родное всем безмерно дорого…»

(Астраханские художники в собрании АГКГ) (50 предметов)

В названии выставки строка из стихотворения астраханской поэтессы Лилии Вереиной. Любовью ко всему родному – астраханскому – проникнуты 50 экспонируемых произведений. Основная часть работ относится к 1950-70-м гг. и последним десятилетиям XX века и отражает творческие поиски живописцев, графиков, скульпторов – членов Астраханского союза художников. На выставке представлены живописные и графические произведения С. П. Сахарова, Ф. Ф. Щукина, С. Г. Масленникова, А. М. Токарева, Н. Н. Скокова, В. В. Секлюцкого, К. А. Титова, В. С. Жаркова-Волжского, Н. И. Кулевой, Ф. Н. Милохина, Р. А. Давитьян, К. Д. Иноземцева, С. Н. Шомина, Н. В. Заварина, К. К. Сафаргалеева, Н. К. Рудикова, В. П. Филиппова, А. М. Шапошникова и др. Это пейзажи, воспевающие красоту природы Нижнего Поволжья и уголков родного города, портреты, раскрывающие человеческие характеры, натюрморты, подчеркивающие приметы быта и времени. Здесь же произведения художников, ярко и самобытно заявивших о себе в 1980-90-х гг., - Р. Р. Доминова, С. Г. Дьякова, Ш. А. Такташева, А. Н. Туркина, А. М. Конькова, В. П. Черникова, В. Н. Юшина, В. Н. Аверина, чьи работы отличаются разнообразием техник, смелыми композиционными и колористическими решениями.

Творчество астраханских художников – неотъемлемая часть культурного наследия региона. 


5. «Борис Кустодиев – фотохудожник» (20 предметов)

Выставка знакомит с малоизвестной стороной деятельности знаменитого мастера, академика живописи Бориса Кустодиева – его увлечением фотоискусством. На выставке представлено 20 изображений, репродуцирующих фотографии, сделанные художником в разные годы.

Основой экспозиции являются фотографии семейного альбома, в 2009 году подаренного внучкой художника – известным российским искусствоведом Т.К. Кустодиевой. Несколько лет сотрудники музея вели работу по воссозданию изображений, исследовали  фотографии.

Выставка состоит из двух разделов: представлены виды старой Астрахани и фотографии, созданные в Костромской губернии. Все фотоизображения Астрахани (коллекция фотографа А. Колмыкова) любезно предоставлены для выставки редакцией журнала «Camera @ digital». Экспонируются репродукции фотографий 1912 года, сделанных во время приезда Б. М. Кустодиева в родной город. Второй блок фотоизображений посвящен поездкам в Костромскую губернию, где находился дом-мастерская Б.М. Кустодиева, так называемый «Терем». Посетители выставки увидят Россию в начале ХХ века глазами Б.М. Кустодиева, но, возможно, поймут, где корни тонкого чувствования художником русского быта, восхищения бесконечностью пространства,  умения это передать в произведениях.