Пять китайских миниатюр на протяжении четырех лет проходили плановую реставрацию во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре имени И. Э. Грабаря художником-реставратором Диной Щетановой (на 1 снимке) под руководством заместителя генерального директора по научной работе Ольги Темериной (на фотографии заголовка). Фотографии до реставрации вы можете увидеть в карусели над статьей.




Предметы китайского экспортного искусства – миниатюры на лубе тетрапанакса бумажного (тунцао чжи) поступили в собрание Астраханской картинной галереи в январе 1941 года от частного лица и явились дополнением к уже находившимся в нём предметам восточного искусства. Материалом основы для миниатюр служил специально обработанный срез древесины (луб) местного растения, известного как тунцао. В европейской ботанической классификации это растение, произрастающее на юге Китая, называется тетрапанакс бумажный (Tetrapanax papiriferum Koch.). На сегодняшний день достаточно редкие произведения, до недавнего времени вообще не привлекали внимания ни китайских, ни европейских ученых, оставаясь лишь некой сувенирной продукцией, ориентированной на вкусы любителей «восточной экзотики». В западную литературу они вошли под ошибочным названием «рисовые акварели» и долгое время считались явлением чуждым китайской культуре. Небольшие по размерам, яркие по колориту и порой по-детски наивные, тунцао чжи имеют строго выверенную композицию с нейтральным фоном, которым служит поверхность тетрапанакса. Они изысканны в деталях, информативны, порой виртуозно исполнены и представляют собой обширный и весьма своеобразный материал для изучения сино-европейского социокультурного обмена конца XVIII-середины XIX веков. Эти предметы попали в поле зрения профессиональных исследователей лишь в последние десятилетия XX века. До сих пор не совсем ясна история возникновения этого жанра и общая непрерывная линия его развития, недостаточно изучены центры производства, источники заимствования тем и сюжетов, а их производство относят к периоду конца XVIII-начала XIX веков.
 
      

                                     

                                        [миниатюры после реставрации]


Миниатюры на лубе тетрапанакса бумажного из фондов Астраханской картинной галереи из-за хрупкости материала и неправильного хранения до поступления в музей, имели неэкспозиционный вид. И представившаяся возможность их исследования и реставрации в ВХНРЦ имени И.Э. Грабаря, послужила хорошим поводом для введения впервые данных произведений в экспозицию западноевропейского искусства галереи и представление их широкому кругу посетителей и исследователей китайского искусства. Реставрационные работы художественных произведений проводились в два этапа. Прежде всего, это лабораторные исследования: взятие проб основы и красочного слоя, химические испытания и подбор нового тетрапанакса, которым затем «доливались» утраченные и изломанные фрагменты листов. Далее – собственно реставрация: восполнение утрат, устранение изломов, прессование и дублирование листов на тонкую реставрационную бумагу, восполнение утрат красочного слоя. Проведение сложных и кропотливых операций под микроскопом требовало длительного времени для того, чтобы привести музейные предметы в экспозиционный вид. Кроме того, со слов О.С. Темериной, после удаления грубых подложек, к которым были прикреплены миниатюры, с оборота листов были видны небольшие, почти незаметные заплаты на изломах, которые сделали сами мастера при производстве предметов. Что ещё раз подтверждает, что тетрапанакс очень хрупкий и тонкий материал, как яичная скорлупа и достаточно сложный в хранении. Дублирование листов на специальную, очень тонкую реставрационную бумагу придало им пластичности и возможность храниться многие годы. И в этой связи хочется особенно отметить труд реставраторов, исполнивших работу на высоком профессиональном уровне