Николай Милиоти – известный русский художник, один из видных представителей символизма. В 1907 году вместе с братом организовал известную выставку «Голубая роза», а в 1910 наряду с Александром Бенуа возродил художественное общество «Мир искусства».

Милиоти принадлежал к поколению художников, чей ранний период творчества пришёлся на переломные революционные годы. Однако он не воспринял новые тенденции в живописи, а нашёл способ уйти от действительности в символах идеального мира и идеалах классического искусства.

         В историю русской живописи Николай Милиоти вошёл как мастер символистских «картин-сновидений», «картин-фантазий», а также аллегорических и галантных сцен. Бессюжетные и загадочные картины Милиоти «Леда и лебедь» (1900-е) (Частное собрание Т.В. Рубинштейн), «Рождение Венеры» (1912) (Государственный Русский музей) вызывали неподдельный интерес у публики и критики, завораживая зрителя с первой секунды знакомства.


                


«Из волшебного грота Николая Милиоти выходишь отуманенный, оглушенный звенящими переливами красок…, их воздействие не внешнее физическое, а психологическое; в красочных аккордах почти всегда – сложные, острые признания», – писал русский критик Сергей Маковский.

        На создание сказочных полотен Милиоти вдохновляла лирика Поля Верлена и Шарля Бодлера. Картина «Водяной принц» из собрания Астраханской картинной галереи, также известная под названием «Ангел печали», экспонировалась на выставке «Голубой розы» в Москве в 1907 году. Она поражает нежной символичностью, яркими колористическими переливами, в которых чувствуется влияние учителя Николая Милиоти – известного художника-символиста Михаила Врубеля.

         В 1920 году Николай Милиоти эмигрировал из России. За границей художник испытал новую волну признания и популярности. В Софии его мастерскую посещал болгарский царь Борис III, в Берлине он стал одним из учредителей Дома искусств, в Париже частыми гостями его студии на площади Сорбонны были поэты Поль Валери и Райнер Рильке, писатель Андре Моруа.