В 2019 году исполняется 110 лет со дня рождения Ерануи Асламазян – советского и армянского живописца, заслуженного художника Армянской ССР. Как художник Ерануи Асламазян состоялась в России. В 1929 году после окончания Ереванского художественно-промышленного техникума она переехала в Москву, где занималась в художественной студии Владимира Фаворского и Андрея Гончарова. В 1931-1937 Асламазян училась в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры Всероссийской Академии художеств, где среди её преподавателей был известный российский и советский живописец Александр Осмеркин. Окончив институт с отличием, Ерануи Аршаковна была принята в Ленинградский союз художников, регулярно участвовала в выставках, организуемых Ленинградским, Московским и Ереванским союзами.

 

Ерануи Асламазян с одинаковым успехом работала во всех жанрах живописи. В портрете она стремилась не столько к передаче фотографического сходства модели, сколько к акцентированию её психологического состояния.

 



Героями её портретов становились как известные в Советском Союзе и Армении личности (скульптор Иосиф Чайков, востоковед Иосиф Орбели), так и простые труженики. На протяжении всей творческой жизни Ерануи Асламазян писала портреты членов своей семьи. «Портрет бабушки» стал одним из первых опытов Асламазян в портретной живописи. На нём художница изобразила пожилую женщину, чей взгляд устремлён в прошлое, в собственные воспоминания. В этом портрете автору удалось создать образ «мудрой старости», хранящей в себе память поколений, и акцентировать внимание на национальном характере, ставшем впоследствии одной из сильных черт её портретов.

 

 В монографии, посвящённой творчеству Ерануи Асламазян, искусствовед Нина Езерская писала: «В этом полотне образ восьмидесяти восьмилетней женщины запечатлён во всей его суровой и неприкрашенной правде. Некогда властная и энергичная мать многочисленного семейства, человек нелёгкой судьбы, она и в преклонном возрасте сохранила врождённую гордость, непокорность неумолимо наступающему времени».