Елена Поленова, младшая сестра известного русского живописца Василия Поленова, вошла в историю русской живописи как один из первых иллюстраторов детской книги в России.

Увлечению народной культурой во многом способствовали частые поездки с братом в Абрамцево, где всё было проникнуто духом русской старины.

Из числа завсегдатаев имения Мамонтова наибольшее влияние на молодую Поленову оказали Константин Коровин, с которым они часто ходили на этюды, и Виктор Васнецов. «Кто дал мне толчок к уразумению русской жизни – так это Васнецов. У Васнецова я не училась в прямом смысле слова, т.е. уроков у него не брала, но как-то набиралась около него понимания русского народного духа», – так писала художница критику Стасову.

Тесное знакомство с традиционной русской культурой привели Елену Поленову к иллюстрированию народных сказок. Из-под её кисти родились яркие запоминающие иллюстрации к сказкам, присказкам и прибауткам не только из известного сборника Афанасьева, но и к тем, которые передавались из уст в уста старожилами российских деревень. Так, сказку «Война грибов» Елене Поленовой рассказывала её бабушка, Вера Николаевна Воейкова, когда они летом ездили из Москвы в Тамбовскую губернию мимо непроходимых лесов. Спустя годы детские впечатления воплотились в яркую живописную серию иллюстраций и пейзажей. Один из пейзажей в 1915 году был приобретён Павлом Догадиным у коллекционера Александра Голикова и сегодня находится в собрании Астраханской картинной галереи. Интересно, что в инвентарной книге, составленной самим Догадиным, данная работа фигурирует как «Эскиз к картине «Война грибов»». В вышедшей в 1889 году в Москве книге Поленовой «Война грибов» этот пейзаж лёг в основу иллюстрации к заключительной сцене сказки: «Отвечали грузди: мы грузди-ребятушки дружны, возьмёмся за ружья и пойдём на войну!»