Николай Гриценко известен как художник-маринист. В 1875 он, сын окружного врача, самостоятельно уезжает из Томска в Санкт-Петербург, где поступает в Кронштадтское техническое училище Морского ведомства, после его окончания становится корабельным инженером. С 1885 совмещает морскую службу с обучением в Академии художеств у мариниста Льва Лагорио. По его рекомендации Гриценко отправился в Париж, где занимался в мастерских мариниста Алексея Боголюбова и Фернана Кормона – французского художника, учителя Анри Тулуз-Лотрека, Винсента Ван Гога, Николая Рериха и других именитых художников.


Великолепное мастерство живописца и блестящие знания морской грамоты гармонично сочетались уже в ранних работах Гриценко. С июля 1890 года по август 1891 года он входил в состав свиты, сопровождавшей наследника российского престола цесаревича Николая Александровича в его кругосветном путешествии на фрегате «Память Азова». Наследник намеревался достичь Дальнего Востока России морским путем, обогнув евразийский континент. За время путешествия Николай Гриценко выполнил ряд живописных работ и более 300 акварелей. Эти произведения были показаны в 1892 году в галерее всемирно известного коллекционера Поля Дюран-Рюэля в Париже.

Живя во Франции, Николай Гриценко сдружился с семьёй известного пианиста Александра Зилоти, который был женат на дочери Павла Третьякова – Вере Павловне. Благодаря этому знакомству, Гриценко встретил свою будущую супругу – Любовь Павловну Третьякову – вторую дочь известного коллекционера. В 1901 году у них родилась дочь Марина. Художник не увидел свою единственную дочь. В декабре 1900 года он скончался от туберкулёза во французском Ментоне.


В 1902 году в залах Общества поощрения художеств в Петербурге состоялась посмертная выставка картин, этюдов и рисунков Николая Гриценко. Организаторами выставки, на которой было представлено 805 работ художника, выступили Николай Рерих и музыкант Михаил Курбанов. В числе экспонированных работ был этюд «Акрополь с западной стороны». Небольшое по формату живописное произведение демонстрирует, с одной стороны, тонкую привязанность художника к изображаемой натуре, с другой, чувство композиции, свойственное художникам-романтикам. Одинокая фигура девушки, одетой по европейской моде, в антураже руин величественного Акрополя придаёт этюду оттенок сентиментальности и загадочности.


Работа «Акрополь с западной стороны» была передана в дар Астраханской картинной галерее в апреле 1963 года дочерью художника, которая также посвятила свою жизнь искусству и до самой смерти в 1971 году работала в должности референта в Оргкомитете Союза художников СССР.