Картина дня

Борис Фёдорович Домашников

(1924-2003)

Дёма. Осень. Тёплый день

1969


Борис Домашников принадлежит к числу русских живописцев, которых называют «художниками-поэтами». Его пейзажи проникнуты лирикой и всепобеждающей любовью к родной природе.

Художник родился в семье крестьян в небольшой деревне Кригоузово Ивановской области. В 1935 вместе с родителями, поступившими на моторостроительный завод, переехал в Уфу. Башкирия стала для Домашникова родным краем. Здесь он в полной мере смог раскрыть свой талант и получить широкое признание. В 1965 году художник получил звание Заслуженного деятеля искусств БАССР, в 1977 стал лауреатом престижной в Башкирии премии имени Салавата Юлаева, а в 1994 стал почётным гражданином Уфы.

На лесистых берегах реки Дёмы в окрестностях Уфы Домашников создавал чистые и светлые пейзажи. Таково и полотно «Дёма. Осень. Тёплый день» из собрания Астраханской картинной галереи. Как и многие другие работы Домашникова, этот пейзаж не лишён незримого присутствия человека. Покорно сидящая охотничья собака и мирно пасущиеся лошади, любимые Домашниковым с детства, намекают на близость человека. В композиционном строе картины и внимании к деталям угадывается увлечение художника театрально-декорационным искусством. Театральная живопись влекла Домашникова на протяжении всей жизни. Он был выпускником Уфимского театрально-художественного училища, а его дипломной работой стала серия эскизов декораций к опере Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка». Со временем тяга к станковой живописи взяла верх над декорационной, но в своих пейзажах Домашников сохранил скрупулёзность декоратора и стремление к оживлению композиции. При этом он всегда оставался реалистом в пейзажной живописи. Писатель и журналист Нина Турицына писала о Борисе Домашникове: «Ему хотелось быть понятым. Как этого желания не хватает нынешним любителям всевозможных новых и обновлённых “измов”»