Картина дня

Виктор Григорьевич Цыплаков

(1915-1986)

Пристань. 1943


Виктор Цыплаков родился в крестьянской семье в Рязанской области. Его творческий путь начался в тяжёлые военные годы. В 1942 году он закончил Московский государственный художественный институт им. В.И. Сурикова, который в годы войны находился в эвакуации в Самарканде. Его дипломная работа «В.И. Чапаев», написанная под руководством Сергея Герасимова, была высоко оценена советом института. Стремление следовать традициям русского импрессионизма, заложенным Константином Коровиным, сблизило Виктора Цыплакова с его наставником. Как вспоминал сам художник, он учился на полотнах Исаака Левитана, Василия Сурикова, Ильи Репина, которые он видел, ещё будучи совсем юным студентом Московского полиграфического техникума, но главным ориентиром для него всегда был именно Коровин.

  В 1940-х годах Виктор Цыплаков создаёт серию городских пейзажей освобождённых советских городов. В сентябре 1943 года он работал в Смоленске, где написал величественный вид Успенского собора. Поздней осенью того же года он создаёт серию пейзажей освобождённой Анапы, в том числе и работу «Пристань», поступившую в собрание Астраханской картинной галереи в 1949 году. 

В годы Великой Отечественной войны Анапа на протяжении 13 месяцев была оккупирована гитлеровской армией. 22 сентября 1943 года город был освобождён, но при этом уже был почти полностью разрушен. Одна из жемчужин Черноморского побережья пребывала в руинах, не было света, воды, продовольствия. «Город наш! Истерзанный, взорванный, измученный, но наш, советский город!»,- писала об Анапе фронтовая газета 18-й армии Северо-Кавказского фронта «Знамя Родины» в сентябре 1943 год.  

Однако в центре внимания Цыплакова не разрушительная трагедия города, потерявшего тысячи своих жителей, а освобожденный от вражеских захватчиков участок земли, где уже робко забрезжил спасительный огонёк мирной жизни.