Ещё об одном дне в Государственном музее истории российской литературы им. В.И. Даля в рамках победы по программе «Музейный десант» Благотворительного фонда В. Потанина. Дом И.С. Остроухова в Трубниках: консультация заведующей отделом выставок Наталии Папановой. Удивительно. 2,5 часа пролетели совершенно незаметно. Наталия Васильевна чётко и методично рассказала о планировании выставок, в том числе подготовке документов, и о разнообразии выставочных проектов. Выставки-акции – выставки одного дня, которые, по сути, провоцируют информационный выплеск и сопровождаются вернисажем, встречей с журналистами. Литературные выставки, которые в какой-то мере являются более сложными: они зачастую требуют от зрителя умственной работы и не оправдывают ожидаемых массовым зрителем более легкого эмоционального эффекта. Отдельно долго можно говорить о лаборатории экспериментальных выставок в области литературы: выставки арт-объект, выставки-инсталляции, посвящённые авторам и ассоциациям от конкретных произведений, по сути, даже выставки-эмоции – всё это заслуживает отдельного внимания и открывает большие перспективы для литературных музеев. Также в экспозицию литературного музея органично вписывается графика.

Наталия Васильевна затронула актуальный вопрос, встающий при создании каждой выставки, – что первично: дизайн-проект или научная концепция. Практика показывают, что бывают разные варианты создания и поэтапного воплощения выставок. Однако, что важно, интересно для создания дизайн-проекта выставки привлекать разных художников, ведь каждый из них, обладая собственным стилем, привносит своё видение и выражает его своими методами и приёмами. Примером служит опыт выставки Государственного литературного музея «Душа, не знающая меры». Несмотря на то что в штате музея есть собственный замечательный художник – Анна Копейчук – для создания выставки, посвящённой 125-летию Цветаевой, была приглашена театральный художник Мария Утробина.

Наталия Папанова на конкретных примерах рассказала о выставках внутренних и внешних – их концепциях и конечном воплощении. Это выставки «Двенадцать», «Россия читающая», «Осип Мандельштам: слово и судьба», «Квартирный вопрос», «Цветаева и Рильке», «С ружьём и лирой», «А. Ахматова в 100 зеркалах». И здесь конечно, можно только подивиться богатству фондов Государственного музея истории российской литературы им. В.И. Даля – «Литературной Третьяковки», как называет музей его директор Дмитрий Петрович Бак. И ещё о многом-многом интересном рассказала Наталия Васильевна: о материалах, используемых при оформлении, об этикетаже и витринах, о роли света и освещения. И в завершение появились идеи о возможных формах сотрудничества между Государственным литературным музеем и Домом-музеем Велимира Хлебникова, в том числе – в рамках Ассоциации литературных музеев России.