Проект Государственного литературного музея «Сказка выходного дня» интересовал меня давно. И вот почему. С 2009-м года в Доме-музее В.Хлебникова получает развитие проектная деятельность, и в частности – одновременно внедряется несколько проектов для разной целевой аудитории: дошкольников, школьников, студентов, творческой молодёжи. Это было время бесконечного творчества, поиска новых путей развития и новых форм работы с аудиторией, большей частью – форм диалогичных. Было время некоего перехода музея из одной стадии развития в другую: когда музей прочно зарекомендовал себя на отечественных и международных позициях, заявил о своём высоком научном статусе, когда у него сложился определённый небольшой круг посетителей-почитателей, любителей и ценителей поэзии, и пришло время двигаться дальше. За 2,5 года в музее Хлебникова были реализованы проекты для молодёжи «Дом слов», «Об искусстве с экрана», «Итальянский кинематограф», «Лекции по искусству Италии», литературная студия «КЛЮЧ», студия для начинающих филологов и журналистов «Литер@». Многое из этого родилось благодаря нашему взаимодействию с отдельными творческими личностями и организациями, и взаимодействие этого переросло в прочную дружбу, длящуюся и по сей день. Проекты развивались параллельно и непрерывно, и всё это позволило сделать музей по-настоящему живым. Интересно, что в то же время впервые в музее были разработаны проекты для детей, в частности в несколько этапов реализован конкурс «Сказка о волшебниках: Пушкин и Хлебников». Материалы по проведенным мероприятиям (в музее В. Хлебникова и в сквере А.С. Пушкина, с использованием театрализации и живого музыкального сопровождения) легли в основу первого музейного занятия «В мире Хлебникова», а впоследствии – в основу первой культурно-развивающей программы для младших школьников в музее Хлебникова. В настоящее время для учащихся младшего школьного возраста в музее разработаны и внедряются две культурно-развивающие программы («В мире Велимира» и «В гибком зеркале природы»), каждая из них включает в себя четыре музейных занятия.

Тогда же в 2009-м году начал реализацию проект «Веранда сказок» – цикл музейных занятий для дошкольников. И впервые в музей Поэта-Будетлянина стали приходить родители с детьми от 3 до 6 лет. Проект знакомил ребёнка с миром музея через сказку, через сопоставление музейных экспонатов и сказочных предметов. В завершение знание о предмете и его «открытии» закреплялось в устном общении-беседе и «минутах творчества» с созданием собственных рукотворных предметов.

Деятельность музея Хлебникова продолжает быть насыщенной и активной. Что-то видоизменяется, в проектной деятельности смещаются акценты. Сейчас, по сравнению с 2010-ми гг., всё большее развитие получают проекты по выставочному и медийному направлениям. И, честно сказать, повышенный интерес к проекту «Сказка выходного дня» вызван стремлением вернуться к проектам для дошкольников. Конечно, и сейчас в музей приходят маленькие дети с родителями. Но посещения эти носят более ситуативный характер, единичные встречи в рамках акций «Ночь музеев», «Ночь искусств», в рамках проекта «Семейный выходной» и «Ёлка у Велимира». А мы знаем, что дети хотели бы приходить к нам и чаще. А мы – с радостью хотели бы их чаще встречать в музее. Уже не вызывает сомнения, что при всей сложности хлебниковского творчества в нём есть такие особенности поэтики и стиля, которые близки и понятны детскому мировосприятию. А именно: языковой аспект – словотворчество, в котором язык предстаёт как живая, подвижная материя, и тонкое, трепетное отношение к природе, обусловившее у Хлебникова многообразие тем, мотивов, образов, связанных с природой. Все размышления о музее и дальнейшем пути его развития сейчас очень своевременны, ведь мы стоим на пороге нашего юбилея – в 2018 г. Дому-музею Велимира Хлебникова исполняется 25 лет.

Мы надеемся, что опыт проекта «Сказка выходного дня», полученный в рамках индивидуальной стажировке по программе «Музейный десант» Благотворительного фонда В. Потанина, позволит найти новые пути и продолжить работу с дошкольниками, может быть, даже в рамках некогда существовавшего проекта «Веранда сказок» (встречи проходят на «Хлебниковской веранде»).

Наконец, теперь, собственно, о студии «Сказка выходного дня», инициатором которого явилась Ксения Белькевич, заместитель директора Государственного литературного музея. Проект реализуется в стенах Музея Серебряного века (Дома В.Я. Брюсова), ещё одного отдела Государственного музея истории российской литературы им. В.И. Даля, под руководством Натальи Ласточкиной, заведующей отделом музейной педагогики.

Так получилось, что в этом музее я провела весь день, и мне посчастливилось побывать на трёх разных занятиях. Два из них – для детей дошкольного и младшего школьного возраста (5-9 лет), по выставке «Когти, клювы и хвосты» (Про произведения писателей-анималистов). Одно – для детей среднего школьного возраста.

Занятия проводили сотрудники отдела музейной педагогики Наталья Ласточкина и Анастасия Тихонова, и приглашённые специалисты из театральной сферы: для младших школьников – Юлия Карцева, актриса и режиссер, ведущая детских программ, для ребят постарше – Кирилл Зайцев, актер театра МХАТ им. М. Горького.

Особенности проекта «Сказка выходного дня». Во-первых, все занятия построены вокруг выставки, включающей в себя книги и иллюстрации как из фондов Государственного литературного музея, так и из частных коллекций, иногда для проекта что-то специально создаётся современными художниками. Во-вторых, всего в год проводится три выставки. Это позволяет максимально использовать её пространство и организовать работу с детьми по разным направлениям максимально объёмно. В-третьих, структура занятий. По каждой выставке для детей каждого возраста организуется три занятия: литературное, художественное, театральное. Несмотря на то что в ходе каждого занятия используются разные виды деятельности и имеется ориентир на синтез искусств, тем не менее – на каждой встрече один из видов искусства является приоритетным, и в зависимости от этого приглашается тот или иной специалист: писатель, актёр или художник. Это определяет и методику проведения, и конечный результат. В-четвёртых, непременным преимуществом проекта является возможность перемещаться в нескольких пространствах, по нескольким залам. Так для младших школьников используется пространство трёх залов. В первом – беседа вокруг стола, за которым позже проводится мастер-класс, и здесь же есть возможность сесть перед большим экраном для просмотра презентаций или – на подушки на пол – для чтения книг. Во втором зале на стенах и в витринах представлена выставка, в центре – расположен некий арт-объект. Интересно, что в числе экспонируемых предметов была и книга Виталия Бианки «Первая охота» (переиздание) с иллюстрациями Веры Хлебниковой, книга, которую мы очень любим в своём музее и вокруг которой однажды выстроили музейное занятие для детей. Удивительно, но в каждом из посещённых мною музеев удалось увидеть или узнать что-то хлебниковское. В третьем зале, помимо иллюстраций и художественных панно, созданы конструкции, обращённые к осязанию и тактильному восприятию детей. В данном случае это были дорожки-ящики, наполненные разными природными материалами – шишками, камешками, галькой – по которой детям предлагалось пройти босиком, столь любимое детьми пяткощекотание.

Занятие для ребят среднего возраста Кирилл Зайцев проводил в одном зале, но для них этого пространства было вполне достаточно. В одном помещении юные посетители многократно меняли своё положение: сидение в кругу и чтение произведения, театрализованная разминка, storytelling, что позволяет развивать умение – выстраивать свою речь и интересно составлять рассказ в неожиданных условиях и в условиях ограниченного времени.

Встреча с организаторами и участниками этого проекта оказалась очень интересной и крайне полезной. На первом этапе общения возникла мысль об организации совместного конкурса для детей с хлебниковской тематикой. Государственный литературный музей ежегодно организует конкурс молодых иллюстраторов имени Кати Силиной. Дом-музей Хлебникова является постоянным партнёром международного конкурса рисунков, посвящённого Велимиру, выставка, которая возникает по итогам, экспонируется в трёх местах: в Запорожье (Украина), в Токио (Япония), в Астрахани (Россия). Возможно, в будущем эти два проекта удастся соединить. Это позволит расширить географию участников конкурсов и аудиторию музеев.