Картина дня

Михаил Васильевич Куприянов

(1903-1991)

Берлин. 1945




Многие любители и знатоки искусства знают Михаила Куприянова как одного из участников творческого трио художников Кукрыниксы. Агитационные и пропагандистские плакаты, созданные Куприяновым, Крыловым и Соколовым, имели чрезвычайную общественную значимость в трудные для страны военные годы. С самых первых дней Великой Отечественной войны плакаты Кукрыниксов массово репродуцировались в газетах и самиздатах. В сентябре 1945 года художники были награждены Орденом Великой Отечественной войны I степени. 

Однако плакатная и книжная графика была не единственным видом художественной деятельности трёх товарищей. Вне объединения они создавали высокохудожественные произведения станковой живописи. Михаил Куприянов, в частности, выполнил серию городских пейзажей. Формированию мировоззрения Куприянова - живописца во многом способствовало тесное общение с его выдающимися современниками – Михаилом Нестеровым и Николаем Крымовым. 

В мае 1945 года Куприянов, Крылов и Соколов в качестве корреспондентов газеты «Правда» отправились в Берлин для сбора материала о безоговорочной капитуляции Германии. Они также получили аккредитацию на присутствие в судебном зале на Нюрнбергском процессе. Помимо зарисовок к агитационным плакатам в бункере Гитлера и в Карлсхорсте, Михаил Куприянов выполнил серию городских пейзажей столицы побеждённого рейха. Эти работы были показаны на Всесоюзной художественной выставке в ноябре 1947 года в Москве. Работа «Берлин», экспонировавшаяся на ней, в 1949 году была передана в Астраханскую картинную галерею. 

В отличие от большинства работ советских художников, написанных на тему взятия Берлина, картина Куприянова лишена яркого пафоса. Здесь в центре внимания художника не триумф русского оружия, как на плакатах Кукрыниксов, а трагедия павшего города. «Как одиноко сидит город, некогда многолюдный! Он стал, как вдова; великий между народами, князь над областями сделался данником.» (Плач 1:1). 

Написанные в серо-коричневых тонах разрушенные архитектурные сооружения усиливают мрачность сюжета. Таким образом, саркастический критик в графике, Михаил Куприянов в живописи был сдержанным лириком. Таковыми были и его коллеги по объединению – Порфирий Крылов и Николай Соколов. Об их работах в собрании Астраханской картинной галереи мы также расскажем в публикациях рубрики «Картина дня».