Картина дня

Александр Михайлович Родченко

(1891-1956)

Треугольники (Беспредметная композиция №53). 1918




Среди богатого собрания произведений русского авангарда в Астраханской картинной галерее особое место принадлежит работе Александра Родченко «Треугольники». За почти столетнюю историю нахождения в музее эта картина экспонировалась на 17 международных выставках в Германии, США, Франции, Италии, Шотландии, Испании и других странах. 

Работа была написана в 1918 году. В те годы Родченко активно экспериментировал с различными плоскостями (треугольниками, квадратами, овалами) и цветовыми решениями. Как говорил сам художник, «творить надо новыми средствами выражения». Этот своеобразный призыв стал не только творческим кредо Александра Родченко, но и во многом определил тенденции в развитии отечественного искусства в первой половине ХХ века. 

Огромную роль в популяризации творчества художников новой волны сыграл созданный в 1919 году в Москве Музей живописной культуры. Целью музея было демонстрировать прогресс живописи в сфере материала, цветовой гаммы, пространства, формы и техники. Александр Родченко в 1921-1922 годах был его руководителем, сменив на этой должности Василия Кандинского. 

После 1921 года в творчестве Родченко живопись уже играла второстепенную роль. Он сосредоточился на фотографии, рекламе, дизайне. Особое внимание уделял книжному оформительству. В частности, оформил обложку книги известного поэта Велимира Хлебникова «Заумники» (1922). 

Работая во многих жанрах визуального искусства, Родченко всегда оставался ярким и импульсивным художником-экспериментатором, стараясь видеть больше и обширнее и создавать новое искусство. Он говорил о своём творчестве: «Я создал сегодня затем, чтобы завтра искать новое…»