Картина дня
Яков Семёнович (Янкель Шимеливич) Гольдблат
(1860-1929)
Женский портрет (Н.А. Сапожникова). 1889


В 1919 году собрание молодой Астраханской картинной галереи пополнилось двадцатью работами из коллекции крупных промышленников Сапожниковых. Это были преимущественно портреты представителей знаменитой астраханской купеческой династии за её более чем столетнюю историю.
Среди них - портрет Нины Александровны Сапожниковой, принадлежащий кисти Якова Гольдблата - выпускника Императорской академии художеств. За время обучения в академии Гольдблат неоднократно получал за свои работы высокие награды. В 1887 году - золотую медаль за программную картину «Приам умоляет Ахиллеса выдать тело его сына Гектора». Год спустя золотой медали была удостоена картина «Сократ в темнице перед смертью», Гольдблат получил звание художника 1-й степени.
В 1889 году художник получил право пенсионерской поездки за границу. Незадолго до отъезда он выполнил заказной портрет Нины Александровны Сапожниковой.
Нина Александровна Сапожникова (1837-1898) была дочерью управляющего Астраханской казённой палаты А.П. Козаченко. Ей не было двадцати лет, когда она вышла замуж за Александра Александровича Сапожникова. Гостивший у Сапожниковых в 1858 году в Астрахани поэт Тарас Шевченко на страницах своего дневника вспоминал совсем ещё молодую Нину Сапожникову как «милую хозяйку», отмечая её «дружескую простоту» и «милую наивность».
На портрете кисти Гольдблата мы видим Нину Александровну уже в зрелом возрасте. На ней чёрное траурное платье, а на слегка осунувшемся лице застыл оттенок тревожной грусти. Портрет был написан через полтора года после смерти супруга. Пройдёт пять лет, и в возрасте 35 лет уйдёт из жизни её сын Алексей - последний представитель мужской линии Сапожниковых.
Нина Сапожникова была одной из богатейших женщин не только России, но и Европы. В её собственности были особняк на Елисейских полях в Париже, который она приобрела в 1869 году у вдовы влиятельного герцога Паива, а также вилла в Ницце.
После смерти мужа Нина Александровна жила преимущественно в Европе и Санкт-Петербурге. Всю свою жизнь она трепетно хранила семейные реликвии, в особенности портреты, выполненные Тарасом Шевченко.