Картина дня

Константин Алексеевич Коровин

(1861-1939)

Предместья Парижа


В заметках рубрики «Картина дня» мы уже рассказывали о некоторых работах Константина Коровина из собрания Астраханской картинной галереи. Наш музей может по праву гордиться тем, что в его собрании находится десять работ этого известного художника, благодаря которому в обиход просвещённого европейского художественного сообщества вошёл термин «русский импрессионизм». 

Будучи убеждённым импрессионистом, Коровин не мог не вдохновляться Францией, родиной этого течения в искусстве. Его влекли как наводнённые людьми и автомобилями ночные улицы Парижа, так и тихие и уютные окрестности французской столицы. 

Впервые в Париж Коровин приехал в 1887 году. В то время Франция переживала настоящее нашествие молодых художников, которые приезжали туда в поисках новых впечатлений. Молодой Коровин с восторгом отзывался о французских импрессионистах. Особенно его влекло творчество Пьера Пюви де Шаванна. «…Импрессионисты – у них я нашёл всё то самое, за что так ругали меня дома, в Москве», - писал Коровин из Парижа. 

Волей судьбы именно в Париже к художнику пришла всемирная слава. В 1900 году в Париже на Всемирной выставке в Париже за панно в русских павильонах Коровин был удостоен двух золотых, двух серебряных медалей и ордена Почётного легиона. 

Однако в Париже Коровин не чувствовал себя свободно и комфортно. По воспоминаниям Мартироса Сарьяна, уже находясь на постоянном месте жительства в Париже в 1926 году, Коровин говорил: «Моя единственная мечта – вернуться на родину, хочу умереть в России». Возможно, оттого и влекли художника окрестности Парижа, которые поэт Георгий Адамович называл «московскими духовными предместьями, географически с Москвой не связанными». Из-за стеснённости в средствах многие русские деятели искусств, жившие в Париже, переезжали в его пригороды – Виль д’ Аврэ, Гарш, Нуази-ле-Гран. 

Во время поездки в Версаль в 1892 году Коровин писал Аполлинарию Васнецову: «В Версале мне понравились сады и парки, но что мне показалось так отрадно, так это то, что напоминает Россию,- трава и некоторые деревья». 

Работа «Предместья Парижа» поступила в собрание Астраханской картинной галереи в 1980 году по завещанию московского коллекционера Константина Виноградова. К сожалению, дата создания этой картины неизвестна. В своих пейзажах Коровин всегда оставался одним из самых жизнерадостных русских художников и стремился передать всю красоту окружающего мира.