7 июня в 17.00 во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре имени академика И.Э.Грабаря (ул. Радио, 17, корпус 6) состоится презентация произведений живописи и графики из коллекции Сапожниковых после проведенной реставрации.

Приведение в экспозиционный вид 10-ти музейных предметов из знаменитой Астраханской коллекции Сапожниковых - части большого культурного наследия семьи Сапожниковых-Бенуа – событие в культурной жизни региона, страны. Знаменательно, что это происходит в особый год - 300-летия со дня основания Астраханской губернии и в преддверии 100-летия со дня основания Астраханской картинной галереи.

Начало фамильной коллекции рыбопромышленников Сапожниковых было положено основателем рода – вольским купцом из старообрядцев Петром Семеновичем Сапожниковым (1762-1828). Родовым гнездом семьи и настоящим опорным пунктом крупной рыбопромышленной фирмы Сапожниковых являлась Астрахань. Основная и самая ценная часть коллекции Сапожниковых сформировалась за сравнительно короткий период в начале 1820-х годов. Коллекционированием произведений живописи с увлечением занимался сын Александр Петрович Сапожников, обладавший широкими связями в Академии художеств, прекрасным образованием и тонким художественным вкусом. Согласно «Реестру» 1827 года в его коллекции находилось 87 полотен западноевропейских и русских художников XVI-XIX столетий, в том числе произведения Тициана, Пуссена, Рубенса, Тропинина, Аргунова, Щедрина. Жемчужиной коллекции Сапожникова являлась «Мадонна с цветком» - ранний шедевр Леонардо да Винчи (в настоящее время известна как «Мадонны Бенуа» и входит в постоянную экспозицию Государтсвенного Эрмитажа).

В течение XIX столетия коллекция пополнялась представителями третьего поколения астраханских рыбопромышленников Сапожниковых – Александром Александровичем (1828-1887) и Алексеем Александровичем (1824-1881). В этот период в большей степени формировалась портретная галерея семьи, создававшаяся лучшими художниками русской школы. Так, в астраханском собрании Сапожниковых, хранившемся в фамильном усадебном доме, находились главным образом портреты членов семьи работы известных русских художников – В.А.Тропинина, И.А. Тюрина, В.И.Думитрашко, Я.С.Гольдблата, французские гравюры петровского времени и отдельные жанровые произведения западноевропейских мастеров, в числе полотно венецианского живописца Никколо Бамбини.

В октябре 1918 года астраханский коллекционер Павел Догадин передал городу свое собрание, на основе которого была создана Астраханская картинная галерея. По инициативе Догадина-уже в качестве директора-в фонды музея в 1919 году поступили предметы искусства из пострадавшего в пожаре усадебного дома Сапожниковых: 16 живописных картин и 4 гравюры. С сожалением Догадин отмечает, что «некоторые вещи пострадали после всех мытарств».

Ко времени установления в Астрахани советской власти владелицами дома были сестры Мария Бенуа и Ольга Мейснер (в девичестве Сапожниковы). В 1918 году в оставленном хозяевами огромном доме кипела активная жизнь – здесь открылся революционный Первый клуб рабочих, моряков и красноармейцев, рабочих и матросов, проводились лекции, организовывались концерты. К сожалению, дом Сапожниковых неоднократно горел, что привело к полной утрате старинного особняка. При этом долгое время не имелось ни одной фотографии сапожниковского дома. Благодаря счастливому случаю в 2012 году в Астраханскую картинную галерею был передан уникальный фотоальбом семьи Сапожниковых-Бенуа петербуржским фотографом Павлом Мещериным, в котором представлены фотографии дома.

Несмотря на сложности реконструкции всего собрания Сапожниковых, рассеянного в настоящее время по разным владельцам и музеям, сотрудники Астраханской картинной галереи продолжают исследование, обращаясь за консультациями специалистов из Москвы и С.-Петербурга. Так, в 2011 г. благодаря участию Татьяны Кирилловны Кустодиевой «Аллегория» кисти неизвестного итальянского художника рубежа XVIII-XIX веков была атрибутирована хранителем венецианской живописи Государственного Эрмитажа И.Артемьевой как живопись известного венецианского мастера Никколо Бамбини (1651-1736). Сотрудничество с Московским музеем-усадьбой Останкино и консультации В.Ракиной помогли уточнить авторство и датировку портрета Петра Семеновича Сапожникова.

Сегодня в основной экспозиции галереи представлено только несколько работ из коллекции: 2 портрета Пелагии Ивановны Сапожниковой кисти В. Тропинина и И.Тюрина, «Старуха в сарафане» неизвестного художника (предположительно, Расторгуева Аграфена Семеновна, жена Петра Семеновича Сапожникова) и «Аллегория» (Венера с зеркалом) Н.Бамбини. Это связано с тем, что основная часть работ из коллекции нуждалась в реставрации. И в 2016-2017гг. году такие масштабные реставрационные работы стали возможны благодаря финансовой и организационной поддержке Некоммерческой организации Благотворительный фонд «ЛУКОЙЛ» и осуществлены специалистами Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И.Э.Грабаря.

На презентации представлены итоги реставрации Астраханской коллекции Сапожниковых. Это 6 живописных полотен:

1. Тюрин И.А. 1824-1904 Мужской портрет (портрет Алексея Александровича Сапожникова), до 1881г.

2. Неизвестный художник Старик с двумя медалями (портрет Петра Семеновича Сапожникова), после 1811

3.Неизвестный художник Мужчина с бородой и двумя медалями (портрет Петра Семеновича Сапожникова), 1816г.

4. Неизвестный художник Дама в голубом платье (Пелагея Ивановна Сапожникова) предположительно, копия с работы В.Тропинина), 1820-е

5.Чернов Г.Ф. 1823-1854 Портрет старика (предположительно, портрет Алексея Александровича Сапожникова), 1853г.

6. Предположительно, И.А.Тюрин Портрет молодого мужчины в черном галстуке (портрет Алексея Александровича Сапожникова), 1850-е

И 4 большеформатные цветные гравюры:

1.Лармессен, Никола де. (1684–1755) с оригинала П. Д. Мартена-младшего (ок.1663–1742) Бой при деревне Лесной.1720-е

2.Лармессен, Никола де. (1684–1755) с оригинала П. Д. Мартена-младшего (ок.1663–1742) Бой при Переволочной. 1720-е

3.Шарль Симоно (около1639/45 -1728) с оригинала П. Д. Мартена-младшего (ок.1663–1742) Полтавский бой. 1720-е

4.Бакуа Морис. Французская школа 1 пол.XVIIIв. с оригинала П. Д. Мартена-младшего (ок.1663–1742) Морской бой при Гангуте.1720-е


И это реальное доказательство того, что данный проект – пример плодотворного сотрудничества культуры, науки и бизнеса.

На презентации предполагается выступление представителей администрации ВХНРЦ имени Грабаря, художников-реставраторов, директора Астрахаснкой картинной галереи и генерального директора Некоммерческой организации «Благотворительный фонд «ЛУКОЙЛ»,

Астраханская картинная галерея признательна руководству и сотрудникам Некоммерческой организации Благотворительный фонд «ЛУКОЙЛ» и Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И.Э.Грабаря за профессиональный подход и за возможность представить широкому кругу почитателей искусства коллекцию в более полном объеме.

Сапожниковская коллекция теперь вернется в Астрахань и впервые в столь полном и восстановленном виде будет представлена астраханцам и гостям городам в год 300-летия Астраханской губернии. Это поистине бесценный вклад в сохранение не только регионального, но и отечественного, и мирового культурного наследия.