Картина дня

Михаил Ксенофонтович Соколов (1885-1947)

Арбатская площадь. 1927


Михаил Соколов принадлежал к тем художникам, которых обычно называют «бунтарями». Вопреки воле родителей сын бондаря не пошёл по ремесленной стезе, а посвятил свою жизнь живописи. Становление Соколова как художника происходило в эпоху формирования разнообразных художественных школ и объединений. Официально он не примкнул ни к одному из них. Вдохновение и творческие душевные порывы он ставил выше желания получения прибыли за работы и далеко не всегда держался русла эстетических доктрин эпохи. Отсюда и долговременная невостребованность работ Соколова у заказчиков. Живопись не стала основным источником дохода Михаила Ксенофонтовича. Он зарабатывал на жизнь в основном преподавательской деятельностью в художественных мастерских родного Ярославля, а позднее  Москвы. 

В 1923 году Соколов с женой переехал в Москву, был принят в Московский областной союз художников. Собственной мастерской у него не было, и художнику приходилось жить и работать в выделенной Пролеткультом комнате площадью 8 квадратных метров в доме на углу Калашного ряда и Арбатской. 

Соколов любил Москву. Однако он не писал наводнённые людьми широкие проспекты строящейся столицы молодого Советского государства. Ему милей была старая, почти ушедшая Москва с улочками и бульварами. В этих полупустых бульварах на городских пейзажах Соколова воплотилась свобода мыслей и творчества художника. 

К серии произведений на тему старой Москвы относится и картина «Арбатская площадь» из собрания Астраханской картинной галереи. Работа выполнена в виртуозной графической манере. Умышленно грязноватая живопись в сочетании с нестандартными цветовыми решениями наполняют работу чувством пространства. Едва видимые в пасмурной дымке силуэты домов и памятника Гоголю придают пейзажу ощущение мимолётности, которое было свойственно французским импрессионистам. 

Бунтарь Соколов потерпел поражение в неравной битве с тоталитарной государственной машиной. В 1938 году он был арестован и приговорён к 7 годам заключения в сибирском Тайгинском лагере. Отбывая наказание, он продолжал рисовать. По иронии судьбы его рисунки из цикла «Сибирские лагерные миниатюры», написанные на клочках папиросной бумаги спичками и самодельной смесью из измельчённых карандашных грифелей и мела, считаются едва ли не лучшими произведениями художника. 

В 1943 году Михаил Соколов был досрочно освобождён по состоянию здоровья. После амнистии преподавал рисование в доме пионеров в Рыбинске. Судьбе было угодно, чтобы художник, так любивший старую Москву, завершил свой жизненный путь именно в этом городе. В 1947 году он приехал в столицу с ходатайством о снятии судимости. Он посещал художественные выставки, планировал дальнейшую творческую деятельность, но истощённый организм не смог победить онкологическое заболевание. 

В истории русской живописи Михаил Соколов известен как представитель «тихого искусства». Интересную и ёмкую оценку творчеству Соколова дал искусствовед Дмитрий Недович в 1929 году: «Одержимый своей живописной мечтой, он носит в себе упрямые образы романтических пейзажей, причудливых голгоф, старомодных женщин в манерных шляпах. Он упирается в свою фантазию и не признаёт становящегося дня».