Картина дня

Игорь Эммануилович Грабарь
(1871-1960)
Между колонн. 1935



В рубрике «Картина дня» мы рассказывали о работе Игоря Грабаря «Иней» 1918 года.
Картина «Между колонн» является примером творчества Игоря Грабаря в 1930-х годах.  Она была написана в подмосковной усадьбе Узкое, которую называли «Третьяковской галереей с санаторным лечением». Старинная усадьба князя Трубецкого почти сразу после революции 1917 года была передана в ведомство Центральной комиссии по улучшению быта учёных. В созданном на территории усадьбы санатории отдыхали и лечились видные советские деятели науки и культуры: химик Николай Зелинский, историк Борис Сыромятников, художник Аполлинарий Васнецов, режиссёр Константин Станиславский, поэт Владимир Маяковский и многие другие. Игорь Грабарь был частым гостем в Узком и был лично знаком со многими именитыми обитателями санатория. Художник не был чужим в научном сообществе. С 1921 года Грабарь занимал должность профессора Московского государственного университета, где читал лекции по теории и практике научной реставрации, а в 1943 году получил звание академика АН СССР.  
Об истории создания пейзажа «Между колонн» Игорь Грабарь в своей автомонографии писал: «В июле 1935 года в Узком, после целодневной работы над портретами академиков, я под вечер шел к славному верхнему прудику. Стояли солнечные дни, была тишина, и дивные парковые деревья отражались в воде, как в зеркале. Хотелось передать одновременно и чувство художника, задетого гармонией целого, и чувство обывателя, потрясенного ощущением невозмутимого деревенского покоя. Тогда же написал и пейзаж «Между колонн».
Работа была написана с восточного фасада господского дома, откуда открывался живописный вид на удивительной красоты парк с цветочными клумбами. 
Занимаясь помимо живописи активной музейной, научной и общественной деятельностью, Игорь Грабарь всегда стремился оставаться прежде всего художником. По его собственным словам, «художник более чуток и гибок, чем искусствовед, его глаза не столь безнадежно закрыты шорами, его мозг не столь предательски загружен историей, теорией и всякими предвзятостями…».