Картина дня

Семён Маркович Прохоров
(1873-1948)
Этюд к картине «Больной ребёнок». 1909
 
 
Творчество Семёна Прохорова было высоко оценено его современниками и соратниками. После окончания Московского училища живописи, ваяния и зодчества он поступил в Петербургскую Академию художеств, где был принят в мастерскую И.Е. Репина. На протяжении всей жизни он был верен завету своего наставника: «везде можно работать, если художник любит искусство». Действительно, творческая география Прохорова весьма обширна. Он родился в городе Малоярославце Калужской губернии. После смерти отца переехал с дядей в Москву, где 12 лет учился у художника-реставратора. После окончания Академии совершал заграничные поездки во Францию, Германию, Италию, Грецию, Турцию. Затем по рекомендации И.Е. Репина поехал в Томск, где взял на себя руководство местной школой живописи и рисования Общества любителей художеств. 
В 1913 году Семён Прохоров переехал в Харьков, и дальнейшая судьба художника была связана именно с этим городом. Здесь он долго преподавал в местном художественном училище. В 1914 году был мобилизован на фронт Первой мировой войны, участвовал в сражениях под Варшавой и Двинском, два года провёл в немецком плену. После войны вернулся в Харьков.  В 1944 году к столетию со дня рождения И.Е. Репина в память о великом художнике основал Харьковскую художественную школу №1, которая действует и по сей день. 
Картина «Больной ребёнок» - одна из знаменитых ранних работ Семён Прохорова. За неё Академия художеств удостоила его звания художника. Годом ранее творчество Прохорова уже было признано художественным сообществом. В 1908 году он получил премию им. А.И. Куинджи за работу «Без господ». Законченный вариант картины «Больной ребёнок» находился в музее Академии художеств в Петербурге. Сегодня он является частью коллекции Днепропетровского художественного музея. 
Этюд к картине был приобретён П.М. Догадиным для своего собрания у самого художника через Д.В. Гришаева. Доподлинно неизвестно, что за ребёнок изображён на этюде. Можно лишь предположить, что с родителями малыша художник был близко знаком, о чём свидетельствует доброе пожелание, написанное по нижней кромке холста: «Пусть будет здоровым, честным и счастливым».