Картина дня

Андрей Петрович Рябушкин
(1861-1904)
У чудотворной иконы
1893
 
 
Андрея Рябушкина ещё при жизни ценили как талантливого и самобытного мастера русской исторической живописи. О нём хорошо отзывались В.Г. Перов и В.Д. Поленов. М.В. Нестеров писал о первых шагах Рябушкина в искусстве: «Через фигурный, бывало, проходит в натурный Василий Григорьевич Перов, за ним вереница учеников, - в хвосте их Рябушкин, такой щупленький, бледный; пробирается он как-то бочком, крадучись... Он был самый младший в натурном классе». Трудолюбия и усердия Рябушкину было не занимать. Пройдёт несколько лет, и Андрей Рябушкин станет признанным художником,  его работы будут высоко оценены отечественной и европейской публикой.   
Особое место в творчестве Андрея Рябушкина занимают работы на религиозную тему. Его отец и старший брат были сельскими иконописцами. Сам Рябушкин в юности тоже пробовал себя в иконописи, а после окончания Академии художеств работал в Храме Воскресения в Петербурге. 
Картина «У чудотворной иконы» поступила в собрание Астраханской картинной галереи в 1962 году. За десять лет до этого картина экспонировалась на выставке «Русская живопись второй половины XIX века и начала ХХ века» (из частных собраний), которая проходила в Центральном доме работников искусств СССР, что в Москве на Пушечной улице, в декабре 1951 – январе 1952 г. В то время эта работа находилась в собрании московского коллекционера Б.В. Крылова. 
Работа была создана в 1893 году. В то время Рябушкин принимал участие в выставках художников - передвижников. Палитра картины по-передвижнически тёмная, но отсутствие развёрнутого действия и драматического сюжета отдаляет его от коллег по Товариществу и делает своего рода новатором. Следует обратить внимание и на то, что Рябушкин не подчеркивает социальный статус молящихся, подчёркивая, что перед чудотворным ликом, как и перед Богом, все равны.