Картина дня

Леонид Иванович Соломаткин
(1837-1883)
За грибами. 1867
 
 
Имя Леонида Соломаткина ещё при жизни было окутано завесой тайн, домыслов и пересудов. Биографы до сих пор не могут установить точную дату и место его рождения. Горький сельский босяк-пропойца стремительно ворвался в художественную жизнь чопорного Петербурга, сразу громко заявив о себе как об интересном живописце, а ушёл тихо и незаметно. Просто, как отметил Александр Бенуа, «куда-то исчез». После 1866 года, когда Соломаткин закончил Академию со званием художника и самым низким в то время четырнадцатым классом,  сведения о нём  скудны. О том, чем жил художник в то время, говорят названия его картин: «У питейного заведения», «У трактира», «Инвалиды у столовой», «Постоялый двор» и т.д. Подобные сюжеты не вызывали интереса у коллекционеров и ценителей искусства, современников художника. Признание к Соломаткину пришло только после его смерти. В биографическом очерке «Легендарный босяк» (1903) писатель и публицист Н.Н. Брешко-Брешковский свидетельствует, что «у каждого серьёзного любителя вы найдёте одного, а то и нескольких Соломаткиных, которыми он очень гордится и на которых указывает с большой любовью». 
По воспоминаниям товарищей Соломаткина по Академии, ещё в годы обучения Соломаткину было неинтересно в учебных классах, его тянуло на волю, к людям. К бытовому жанру он проявлял особый интерес, что вполне естественно для выходца из низов общества. Простолюдины, оказавшиеся на задворках жизни, завсегдатаи дешёвых кабаков – частые герои работ Соломаткина. В его сюжетных картинах сквозит неприкрытый гоголевский смех сквозь слёзы. Объектами его сатиры выступают меркантильные чиновники и градоначальники, ханжеские священнослужители, зажиточные купцы. 
Не лишена сатирической иронии и его работа «За грибами» из собрания Астраханской картинной галереи. С лёгкой насмешкой он рисует сельских обывателей, налегке идущих по просёлочной дороге. В сюжете нет поэтичности или трагической психологичности, свойственных жанровым сценам В.Г. Перова. В дальнейшем Леонид Соломаткин  несколько раз возвращался к этому сюжету. Один из наиболее известных вариантов, созданный в 1882 году и названный «Окрестности села Измайлово», находится в собрании Государственного музея искусств Грузии.