Альберт Николаевич Бенуа

(1852-1937)

Вечер в Пекине с городской стены

(1914)

 

В нашей рубрике «Картина дня» мы уже не раз обращались к богатому творческому наследию династии Бенуа и, в частности, работам выдающегося акварелиста Альберта Бенуа, представленным в собрании Астраханской картинной галереи.

Работа «Вечер в Пекине» входила в серию картин, созданных художником во время его плодотворных творческих путешествий по странам Азии в 1890-1910-х годах. В числе многих других она демонстрировалась на персональной выставке Альберта Бенуа в 1915 году в Петрограде и была приобретена астраханским коллекционером Павлом Догадиным.

Живописец изображает панораму города с мастерством художника-видописца и почти инженерной кропотливостью архитектора (шесть лет Альберт Бенуа обучался на архитектурном отделении Академии художеств). В малых акварельных формах художнику удаётся передать всю красоту и величие древней столицы Китая. С фотографической точностью мастер пишет монументальные стены Пекина, пережившие череду войн с монголами и европейцами и Главные Солнечные Ворота (Чженянмэнь) – памятник китайской архитектуры XV века.

«Путевые акварели» Альберта Бенуа не только представляют богатую художественно-эстетическую ценность, но и несут в себе уникальную историческую информацию. Картина «Вечер в Пекине» была создана накануне глобальных революционных перемен. Художник изобразил древний город на закате дней патриархального императорского Китая.

По роковой иронии судьбы, Пекин станет последним пристанищем для сына Альберта Бенуа, художника Альберта Альбертовича Бенуа, скончавшегося от чахотки в местном Германском госпитале в апреле 1930 года.