Картина дня

Константин Яковлевич Крыжицкий
(1858-1911)
Овраг
 
 
Неиссякаемым источником вдохновения для известного русского пейзажиста, академика живописи Константина Крыжицкого была природа Киевской губернии, откуда он был родом, и окрестностей Петербурга, где он более двадцати лет преподавал рисование в Николаевском сиротском институте, а в последние годы жизни занимал должность председателя Общества художников имени А.И. Куинджи. Крыжицкий буквально боготворил Куинджи. Будучи горячим поклонником мастера, он активно защищал его перед преподавательским корпусом Академии, считавшим Архипа Ивановича отступником от академических канонов. Впоследствии Крыжицкого и Куинджи свяжут тёплые дружеские отношения. 
На протяжении всей творческой жизни Крыжицкий делал всё возможное, чтобы примирить конкурирующие художественные объединения рубежа веков. Он всегда говорил, что, как бы ни различались идейные и художественные принципы участников этих групп, они, прежде всего, художники. Именно это убеждение легло в основу миссии созданного Крыжицким Общества им. Куинджи - поддерживать всех художников независимо от направления. Увы, стремление Крыжицкого примирить враждующие группировки художников не встретило понимания у большинства его современников. Напротив, он завоевал себе ещё больше недоброжелателей. Вскоре после выставки русского искусства в Лондоне в 1910, где была показана работа Крыжицкого «Повеяло весной», одна из петербургских газет обвинила художника в плагиате. Тонкая ранимая душа мастера не вынесла несправедливого позора и травли. Спустя несколько месяцев Крыжицкий повесился в своём рабочем кабинете. 
Приобретённая у частного лица в Астрахани, работа Константина Крыжицкого «Овраг» в числе прочих экспонировалась на посмертной выставке его произведений в Императорской Академии художеств в 1911 году. 
Картина выполнена в излюбленной манере Крыжицкого – в добрых традициях русской пейзажной школы. Здесь он в некоторой степени следует принципам и заветам своего наставника – мастера миниатюрного пейзажа Михаила Клодта – писать природу такой, какова она есть и какою видим её мы.