17 марта исполняется 160 лет со дня рождения Михаила Александровича Врубеля (1856-1910), выдающегося русского художника-символиста, рисовальщика, керамиста, декоратора.

Он родился в семье военного юриста. Рано стал интересоваться живописью и музыкой. Учился живописи у частных учителей и в рисовальных школах в Одессе и Петербурге. Подражал творческой манере Айвазовского, Гильдебрандта, Доу. Но, вероятно, под влиянием отца, военного юриста, поступил в Петербургский университет на юридический факультет, где изучал философию, историю, латинский, немецкий и французский языки.
В 1880 г. Врубель поступил в Петербургскую Академию художеств. Учился он у П.П.Чистякова, педагогический метод которого предполагал сочетание непосредственного восприятия натуры с ее научным изучением. Чистяков бережно относился к каждому ученику, способствовал развитию его индивидуальности. Во время обучения Врубель много работал с натурой, особенно удачно у него получались акварели. Он обладал способностью подолгу анализировать модель, что помогало ему добиваться предельной точности изображения («Автопортрет», «Старушка Кнорре за вязанием»).  Врубель мог писать не только с натуры, но и по памяти. В одиннадцатилетнем возрасте, благодаря своей феноменальной зрительной памяти, он воспроизвел потрясшую его копию «Страшного суда» Микеланджело. 
Врубель – неподражаемый стилист, в его произведениях наблюдается потрясающее сочетание абстракции и предельного натурализма. В студенческие годы  он начал заниматься станковой живописью («Гамлет и Офелия» 1883-1884).
После окончания Академии художеств, в 1884 году, Врубель уехал в Киев, где приступил к монументальной росписи церквей (росписи и иконостас Кирилловской церкви  в Киеве, 1884-1885). В этой работе художник не столько придерживался русско-византийского стиля, как это было принято, сколько создавал нечто свое. Его натурщиками в это время были душевнобольные из расположенной рядом с церковью психиатрической больницы. Врубель часто посещал ломбард и подолгу любовался игрой драгоценных и фальшивых камней. Одушевленные формы были для него сродни загадочным кристаллам.
В 1880-е гг. Врубель начал работать над образом Демона, в котором наиболее полно воплотилось его драматическое восприятие мира. Произведения, связанные с образом Демона, открывали дорогу символизму в русской живописи. В символической форме Врубель создает свой идеал бунтаря, который вынужден оставаться в созданном своим воображением мире, не имея возможности открыть этот мир людям. Отсюда трагическое ощущение одиночества, неприкаянности, мучительной тоски, неземной печали, переданные художником не только в позе модели, но и в колористической структуре картин («Демон сидящий», «Тамара и Демон», «Летящий Демон», «Демон поверженный»).
Он весь поглощен творчеством, причем в самых различных сферах: пишет многочисленные островыразительные портреты, выполняет эскизы декораций и костюмов для частной оперы С.И.Мамонтова, поражающие своей красочной феерией и неудержимым полетом фантазии, создает декоративные панно, эскизы для мозаик и витражей, майоликовые скульптуры. Он выступает даже как архитектор и мастер декоративно – прикладного искусства. 
В поздних произведениях Врубеля наблюдается органическое слияние мира человеческих чувств и мира природы («Царевна-Лебедь», «Сирень»). Лейтмотивом обеих является женское лицо, окруженное загадочным миром красок.
В последние годы жизни Врубель много рисовал с натуры и достаточно редко обращался к фантастическим сюжетам. В его рисунках этой поры органично сочетаются ясная, высокая одухотворенность и отчетливая строгость формы. 
С 1902 года художник находился под наблюдением врачей, так как пережил сильный приступ психического расстройства. За 4 года до смерти Врубель ослеп. Искусство Врубеля не нашло и не могло найти прямых последователей, ибо это искусство было столь личностно, явилось такой напряженной проекцией душевной катастрофы художника, что и  живописная  система, созданная им, оказалась непереводимой на язык другой художественной индивидуальности.
В фондах картинной галереи находится ряд работ М.А.Врубеля. Две работы были приобретены основателем АГКГ Павлом Михайловичем Догадиным («Мотив экрана для камина на тему «Царевна-лебедь», «Е.К.Мурашко» ) в 1915 и 1916 гг.