Особое место на выставке «В живом пространстве натюрморта», проходящей в эти дни в Астраханской картинной галерее, отведено работам астраханских художников, выполненных в этом жанре. Одним из  примечательных произведений в этом ряду является «Рыбацкий натюрморт» Камиля Сафаргалеева. 


Камиль Курбанович Сафаргалеев
(1928-2010)
«Рыбацкий натюрморт». 1969
 

 

Уроженец Астрахани, Камиль Курбанович Сафаргалеев получил образование в Казанском художественном училище, после чего поступил в Латвийскую Академию художеств, которую закончил с отличием в 1955 году. Сегодня он один из немногих художников-астраханцев, чьи работы представлены не только в Астраханских музейных и частных собраниях, но и коллекциях стран бывшего СССР, Франции, Германии, США. 
В своём творчестве Камиль Сафаргалеев тяготел к импрессионизму, применял сложные колористические решения, много работал на пленэре. Так и «Рыбацкий натюрморт» отличается яркой пленэрной манерой.  У пленэра на волжских просторах Астраханского края своя особая атмосфера – рыбалка, уха. Натюрморт Сафаргалеева очень живой, наполненный естественным солнечным светом. На заднем плане мы видим волжский пейзаж, фигуры рыбаков. Выдвижение натюрморта на передний план композиции было одной из характерных особенностей живописи второй половины ХХ века. Это было своего рода торжество натюрморта в искусстве, когда он уже выполнял не сугубо стаффажную роль в жанровых сценах, а, напротив, играл «первую скрипку», тогда как пейзаж и жанр становились фоном.